Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Китайский военно-морской флот. Корабли в его составе советские, ракеты российские, а где же тут китайское?

Почему-то считается, что Китай построил свой современный военно-морской флот собственными силами. Но мало кто знает, что этот флот весьма скрупулезно создавался специалистами из СССР, а потом – из России. Мало того – все новейшие военно-морские разработки Китая вплоть до мелочей «подгоняют» ему именно российские коллеги.

Эскадренный миноносец ВМС Китая 167 «Шэньчжэнь», тип 051B (Luhai) - почти прямая копия советских эскадренных миноносцев проекта 956, разработанных еще в 1976 году
Эскадренный миноносец ВМС Китая 167 «Шэньчжэнь», тип 051B (Luhai) - почти прямая копия советских эскадренных миноносцев проекта 956, разработанных еще в 1976 году

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПОД КАЖДОЙ МОЕЙ СТАТЬЕЙ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ НА ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ, ЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПОДТВЕРДАЮЩИЕ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ!

Военно-морской флот – это основа практически любой приморской страны. Правда, в разных случаях требуется и разный флот по оснащенности, но в любом случае оснащенность эта должна быть на высшем уровне.

Сегодня очень много говорят о том, что в количественном отношении и по тоннажу китайский военно-морской флот очень скоро превысит самый большой в мире – американский. Интересно, а в каких других качествах он превысит флот самой крупной военно-морской державы мира? Я уже писал о потрясающей отсталости китайского военно-морского флота, но то были общие обзоры, а теперь возникла необходимость эту тему расширить и углубить, и начну я с флота надводного.

Как известно из заявленных самими китайцами источников, всего ВМС Поднебесной имеют в своем составе около 350 более-менее крупных кораблей. Из них 150 – кораблей океанских, то есть способных совершать продолжительные переходы между удаленными базами в самых суровых штормовых условиях. Сюда входит дюжина атомных подлодок и два действующих авианосца. Это ударные силы флота, однако ударных сил у американцев все равно больше, и вряд ли китайцы даже со своими огромными финансами их догонят.

А вот что же у китайцев есть «не ударного», за счет которого они грозят переплюнуть американский флот?

Китайский авианосец «Шаньдун» - полная копия советского авианесущего крейсера "Варяг"
Китайский авианосец «Шаньдун» - полная копия советского авианесущего крейсера "Варяг"

Не ударные китайские военно-морские силы в основном состоят из эсминцев, фрегатов и корветов. Строят они сегодня и крейсера, но эти крейсера изготавливаются как раз по проектам эсминцев, которые, в свою очередь, вытекли из проектов фрегатов. То есть китайцы не создают специализированные проекты, а идут по пути укрупнения старых кораблей.

Вот, например, был дешевый сторожевой корабль старой советской постройки, его увеличили в размерах – и получился корвет, а то и фрегат. Увеличили потом фрегат – вот и получился эсминец. Увеличили эсминец, и получили крейсер. Интересно, а таким методом можно получить из крейсера авианосец?

Вполне возможно, если подойти к этому делу строго по науке. Американцы и японцы, например, во время войны умели крейсера переделывать в авианосцы, правда, сегодня крейсера уже не те, но можно ведь сделать из крейсера не большой авианосец, а маленький. Главное – определить для него круг задач заранее, чтобы не оказалось, что он в текущей обстановке остался не у дел.

Советский вертолет Ка-27 - основа винтокрылой группы на китайских авианосцах
Советский вертолет Ка-27 - основа винтокрылой группы на китайских авианосцах

В общем, несмотря ни на что, китайцы подошли к решению проблемы увеличения численности своего флота весьма креативно, однако тут есть один интересный момент, который не позволяет приписывать авторство всех этих проектов чисто национальному научно-техническому потенциалу.

Дело в том, что все эти проекты переделки одних типов кораблей в другие осуществляются российскими специалистами. Кого интересует конкретика – в основном над всеми новыми китайскими проектами работает персонал Северного проектно-конструкторского бюро из Санкт-Петербурга. Нет, есть и другие специалисты, из других проектно-конструкторских бюро, но все эти бюро – российские, а не китайские, а тем более не западные.

Очень интересное открытие. Получается так, что засылать российских шпионов, чтобы разведали все военно-морские секреты китайского флота, просто бессмысленно, потому что все эти проекты и так российские. То есть российской разведке все ТТХ всех китайских боевых кораблей становятся известны еще задолго до того, как китайцы вообще задумываются о строительстве новых типов кораблей.

Китайские палубные истребители Shenyang J-15, напрямую скопированные с советских Су-33 (Су-27К)
Китайские палубные истребители Shenyang J-15, напрямую скопированные с советских Су-33 (Су-27К)

Вот, например, несколько лет назад китайцы вообще не знали, что им нужны крейсера, а тут им русские друзья подсказывают: товарищи китайцы! Вам срочно нужен крейсер, и не один. Вот смотрите – у американцев их 22, а у вас – ни одного!

И китайцы мудро, по всем заветам великого Конфуция начинают задумываться о том, почему это у американцев крейсеров аж 22, а у них самих – ноль. А тут уже и проектик готов, в Санкт-Петербурге состряпанный. И придумывать ничего не надо, просто увеличить эсминец, напихать в него более современного и более мощного оборудования, кое-что переделать, вооружить как следует – вот вам и чисто китайский крейсер!

А китайцы и рады – такая работа обходится дешевле – не надо с нуля проект рисовать и придумывать что-то новое. Более мощное оружие по дружбе продают им русские друзья, ведь известно, что российские ракеты «Калибр» - лучшие в мире, хоть уже и не такие новые, как другие российские разработки. Также русские подогнали китайским братьям и зенитные комплексы С-300, адаптированные под установку на корабли. И ничего страшного, что у самих русских уже стоят на вооружении С-500. С-300 – тоже отличные штуки, если их правильно использовать!

Есть, правда, моменты, которые русские по соображениям секретности подогнать своим камрадам не могут, но без них никак не обойтись. И тогда начинается торговля американскими и европейскими секретами, которых у русских в их архивах пруд пруди. Например, для создания самой распространенной китайской противокорабельной ракеты YJ-83 русскими инженерами была применена французская ракета 40-летней давности «Экзосет», чертежей которой у китайцев, конечно же, не имеется – откуда? Для страховки была изобретена еще одна ПКР - YJ-62, в основу которой положена технология американского «Томагавка».

Китайская сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета СХ-1 - прямая копия экспортной ракеты "Брамос", разработанной в России для ВМС Индии
Китайская сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета СХ-1 - прямая копия экспортной ракеты "Брамос", разработанной в России для ВМС Индии

Но чтобы китайцы не обвинили русских друзей в том, что они снабжают их флот дозвуковым старьем, наши инженеры приготовили сверхзвуковую ПКР CX-1 на основе новейшей ракеты «БраМос» (Брахмапутра~Москва), которую они разработали для индусов. Дальность запуска, естественно, для китайцев ограничили, бо нефиг.

Насчет корабельной авиации – тут тоже не наблюдается чего-то исконно китайского, потому что все вертолеты и самолеты, которые использует китайский флот – еще советских времен. Ну откуда китайцам брать более современные самолеты? Американцы им не продают, а русские слишком дорого хотят. Но, впрочем, вертолеты «Ка» и истребители «Су» даже старых разработок китайских моряков устраивают вполне.

А что там у нас с силовыми установками для кораблей?

Ну, авианосцы не трогаем, потому что там двигатели сугубо советские, модернизированные российскими специалистами - поставить на авианосец какую-либо другую силовую установку совершенно невозможно, ее можно лишь ремонтировать, причем не с помощью контрафактных китайских деталей, а качественных, поставляющихся напрямую из России.

Китайская газовая турбина R0110 - копия советской газовой турбины DA80/GT25000, импортированной из Украины в 90-х годах
Китайская газовая турбина R0110 - копия советской газовой турбины DA80/GT25000, импортированной из Украины в 90-х годах

То же самое и с подводными лодками, которые практически все имеют советское происхождение – я об этом уже писал подробно. На всех военных китайских кораблях, которые были построены, начиная с 90-х годов прошлого века, стоят комбинированные дизель-газотурбинные установки, являющиеся копиями старых немецких тепловозных дизелей 20V 956 ТВ92 от компании MTU, и такие же «не первой свежести» советские газотурбинные двигатели DA80 и DN80, которые китайцам продали в свое время украинцы. Китайцы их успешно скопировали, но ремонтировать-то их время от времени надо? Естественно, все необходимые запчасти берутся не у украинцев, у которых их просто не осталось, а у братьев-россиян, которые их производят в любом количестве.

Немцы, кстати, пару лет уже как никакие моторы китайцам из-за наложенного эмбарго не продают, ни старые, ни тем более новые, потому источник получения силовых корабельных установок остался только один – у северного соседа.

В общем, про китайский военно-морской флот и его тесные связи с советскими и российскими разработками можно написать много еще чего. У меня собралось много материала, который в одну публикацию просто не втиснуть. Однако я собираюсь продолжить дайджест новостей о состоянии дел во флоте НОАК (Народно-освободительной армии Китая), и следующая моя публикация будет о сравнении качества китайской морской армады с качеством самых вероятных противников Поднебесной. И окажется, что качеством своих военно-морских сил Китай совершенно не блещет.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКЕ:

Почему китайцы для своих подводных лодок используют немецкие дизельные двигатели? Они что, своих не могут придумать?

Китайские танки отстают от мирового уровня на треть века

Почему США отстают от России по гиперзвуковому оружию на 20 лет, а Китай в этом вопросе вообще никуда не движется?

Потрясающую военную отсталость Китая выгодно скрывать всем – и китайцам, и американцам, и русским

Китай в реальном технологическом секторе отстал как минимум на 100 лет. Но скорее всего он даже еще не вступил в гонку

У Китая сегодня имеется не 2 авианосца, а целых 4!

Кто сказал, что в ВМС Китая есть авианосцы? Нет у Китая авианосцев, и вряд ли когда-то появятся