В СССР было построено четыре корабля авианесущего типа и один чуть более авианесущий, чем первые четыре. Зачем они нужны были СССР, и нужен ли имеющийся авианосец современной России?
Было время, когда я гордился тем, что у России есть свой собственный авианосец. А еще раньше я гордился тем, что у СССР их было целых четыре! Правда, то были не полноценные авианосцы, а всего лишь крейсера, которые могли нести вертолеты и несколько самолетов вертикального взлета и посадки, но все же!
Прошло много времени, и сейчас я думаю о том, а зачем вообще нашей стране нужны были авианосцы? Ну, Америка – это понятно, у них по всему миру интересы, обеспеченные долларами США, которые надо защищать. Великобританию тоже можно понять – например, когда разразилась Фолклендская война, авианосцы помогли обеспечить воздушное прикрытие кораблей с войсками за тридевять земель от самой Англии при полном отсутствии аэродромов.
Но я не понимаю французов, итальянцев, индусов, китайцев, включая таиландцев – зачем им такие дорогостоящие корабли при отсутствии вообще каких-либо интересов за пределами своей территории?
Ну ладно, у французов есть заморские колонии, но на эти колонии вообще никто никогда не покусится, а если и покусится, то авианосцы тут не помогут. То же самое и с другими странами, и особенно интересна позиция Италии – зачем ей в Средиземном море авианосцы? И какие у нее интересы в Мировом океане?
А зачем Китаю авианосцы, когда все их цели сосредоточены непосредственно у берегов Поднебесной в пределах досягаемости любых авиационных и ракетных систем?
Однако разобравшись с авианосцами, которые были построены в СССР, я обнаружил, что это вообще были не авианосцы, а противолодочные крейсера – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Вот как раз такие корабли и были нужны нашей тогдашней стране, но не в практических целях, а в пропагандистских. Таким образом СССР показывал Америке, что ее подводные ракетоносцы не смогут свободно плавать по океанам. В те времена не было средств обнаружения субмарин из космоса, поэтому такие корабли были востребованы. Сегодня же они просто не нужны.
Если же говорить об авианосцах, то считается, что у России какой-никакой, но он все же есть – это «Адмирал Кузнецов». Но оказывается, что это тоже не авианосец, а тяжелый ракетный крейсер, причем ракеты эти предназначены для обстрелов не столько вражеских кораблей, включая и авианосцы, а береговых объектов, находящихся на расстоянии до 600 км. По сути, авиация на этом корабле имеет вспомогательные функции, например, его защиту в случае нападения авиации противника.
Конечно, «Кузнецов» может выполнять и множество других задач, но главная все же – это показать американцам и прочим врагам, что от советских ракет им не спрятаться даже в центре океана. Не будем забывать, что строился этот корабль для советских ВМС, а не для российских.
Сегодня же в мире ситуация совершенно иная, и все интересы России сосредоточены в основном в Арктике, где применение авианосцев бессмысленно. Все задачи, которые необходимо обеспечивать в этом регионе, прекрасно решаются совершенно другими средствами, например, ракетными и минными. Акватория Арктики по большей части покрыта вечными льдами, невзирая даже на некоторое потепление климата, потому закрыть все проходы в жизненно важные для России районы для кораблей противника не составляет совершенно никаких сложностей.
Авианосцы тут не нужны.
А американцы пусть используют свои корабли в других районах Мирового океана, против слабых стран, которым нечего противопоставить главной ударной силе США, например, против Папуа Новой Гвинеи или Гондураса.
Впрочем, некоторые из этих стран уже начинают активно закупаться более дешевыми противокорабельными ракетами, способными поражать авианосцы на расстоянии подлета палубной авиации. Так что эра авианосцев так или иначе идет к закату, и это указывает на то, что «Адмирал Кузнецов» вряд ли уже понадобится России, не говоря уже о других кораблях такого класса.
Поэтому пора закончить ремонт этого древнего советского корабля и перенаправить освободившиеся финансовые средства на разработку и производство совершенно других, гораздо более эффективных средств противодействия на морях и океанах.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРО АВИАНОСЦЫ:
Самый первый в мире авианосец построили японцы. Cколько их было у них во время Второй Мировой войны?
У Китая сегодня имеется не 2 авианосца, а целых 4!
Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?