Многие любители истории думают, что ни у одной сухопутной армии мира никогда не было океанских подводных лодок. Но на самом деле такие лодки были у Японии, которая построила сразу несколько их типов. Зачем генералам Страны Восходящего Солнца такие лодки потребовались, и как они их использовали?
Вторая Мировая война – это непаханое поле даже для профессиональных историков, а что уж говорить о том, что это практически одно белое пятно для множества обычной публики, этой темой хоть как-то интересующейся, но не имеющей возможности или желания вкапываться вглубь узкоспециализированных источников.
Между тем даже для более-менее информированного любителя истории остаются практически неизвестными многие очень интересные аспекты, характерные для Второй Мировой, и особенно это касается Тихоокеанского театра военных действий, где в основном сошлись в боях вооруженные силы США и Императорской Японии.
Уже много писалось о причинах поражения Японии в довольно выигрышной для нее Второй Мировой, и одной из них называется тема антагонистических отношений между армией японских самураев и их флотом. Многие читатели таких публикаций в комментариях постоянно требуют от авторов предъявлять более конкретные примеры помимо тех, что были приведены. Пожалуйста, примеров сколько угодно многих, и одним из самых показательных является строительство японской армией своих собственных подводных лодок.
Термин «океанская подводная лодка сухопутной армии» для ушей любителей флота - это практически то же самое, что «подводная лодка в степях Украины». Но «сухопутные подлодки» реально существовали, причем причины были довольно веские, и даже слишком веские. Ни у одной страны в мире не было такого положения, когда армия и флот отказывались помогать друг другу в критических ситуациях. А вот в Японии такое положение было.
Когда императорская армия планировала какие-то операции на суше, ей, как минимум, требуется огневая поддержка морского флота, особенно когда речь идет о плацдармах, отвоеванных на морских побережьях. Но в Японии флот, по сути, решал свои собственные задачи, и взаимодействовал с армией только тогда, когда ему это было выгодно.
Но вот выгодно было далеко не всегда. А так как война велась на очень обширной акватории Тихого океана и прилегающих морей, тоже немалых по размерам, кстати, армии помощь флота была очень нужна. Но, так как флот не горел желанием помогать, то армейцам приходилось выкручиваться самим.
Так, японские гарнизоны были разбросаны по большому количеству океанских островов, отстоящих от суши часто на тысячи миль, и многие из них американцы к 1943-м году блокировали, стараясь не допускать подвоза припасов для их защитников. Эти припасы можно было доставлять осажденным гарнизонам только на подводных лодках, но флот отказался участвовать в этих мероприятиях. И что самое поразительное – руководство вооруженными силами страны никак не могло повлиять на флот помочь своим собратьям по оружию!
В конце концов армия Японии приняла кардинальное решение действовать самостоятельно. Командование флота, узнав об этих потугах армии, чуть-чуть сжалилось и предложило генералам проектную и техническую помощь. Но на этот раз закусила удила армия и гордо отказалась от такой оскорбительной «подачки». 12 лодок серии YU разных типов были заказаны фирме «Хитачи», которая до войны занималась производством электровозов, а во время войны – авиационных двигателей. Где уж они там нашли специалистов, умеющих хоть как-то проектировать подводные лодки, но в 1944 году армия располагала уже 8 субмаринами двух типов – YU-1 и YU-1001. Первые три лодки - YU-1, YU-10 и YU-12 - активно участвовали в деблокировке островных гарнизонов, в основном на Филиппинах.
Этим субмаринам очень повезло, ни одна из них не была потоплена американцами, хотя мореходные качества их были чуть лучше, чем отвратительными. Впрочем, к концу войны японцам харчами перебирать не приходилось, поэтому ни плохая мореходность, ни малая автономность плавания (20 суток), ни низкая живучесть не помешали подлодкам прорываться через американские патрульные периметры. В конце концов это были не боевые субмарины, а сугубо транспортные, и свою задачу они худо-бедно выполняли.
Несмотря на то, что кроме этих трех подлодок японцы построили и испытали еще 5 субмарин типа YU-1001 и одну типа YU-2001, эти 6 подлодок особого участия в войне так и не приняли. А их более старшие подруги дослужили до конца войны, были сданы американцам после капитуляции Японии и в 1946-1947 годах пошли на металлолом.
Вот такая вот интересная история, о которой, скорее всего, даже не задумывались некоторые интересующиеся Второй Мировой войной, и в частности – японским военным флотом. Так что тут японцев можно считать самыми настоящими новаторами, и совершенно жаль, что хотя бы одну такую армейскую подлодку не сохранили на память потомкам в качестве национальной реликвии и очень интересного экспоната для любителей подводного флота.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФЛОТУ:
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?
«Корморан» и «Сидней», 1941 г. Как тихоходное торговое немецкое судно расстреляло боевой крейсер