Найти в Дзене
Infinita Book

Рейксмузеум: 15 картин, которые стоит увидеть

Оглавление
Рейксмюсеум (Амстердам)
Рейксмюсеум (Амстердам)

Рейксмузеум (Rijksmuseum) — это национальный музей изобразительных искусств Нидерландов, он был основан в 1800 году в Гааге братом Наполеона I, королём Голландии Луи Бонапартом, а в 1808 году переехал в Амстердам. Здание музея, построенное в стиле готики и ренессанса, было завершено в 1885 году. Оно является архитектурным шедевром и значимой достопримечательностью само по себе.

Музей располагает обширной коллекцией произведений искусства, охватывающей период от средневековья до современности, мебель, костюмы, фарфор, фотографии и другие исторические артефакты. В этой статье мы расскажем о 15 картинах Рейксмузеума, которые обязательно нужно увидеть.

1. "Молочница"

"Молочница", 1658-1660 (Ян Вермеер)
"Молочница", 1658-1660 (Ян Вермеер)

Картина "Молочница" (также известная как "Девушка, разливающая молоко") является одним из самых известных произведений голландского художника Яна Вермеера. На картине изображена молодая женщина, стоящая у стола и разливающая молоко из глиняного кувшина. Она одета в традиционную голландскую одежду, и ее глаза направлены вниз, на процесс разливания молока. Вермеер мастерски передал каждую деталь и текстуру, включая глазури на кувшине, капли молока и тени на стене.

"Молочница" является примером мастерства художника в создании деталей и игры света. Он создает иллюзию объемности и реальности, передавая каждую тонкую нюансировку и отражение. Эта картина считается одной из наиболее известных и значимых работ Вермеера. Она отражает его тематические предпочтения, связанные с повседневной жизнью голландской семьи и домашними заботами. "Молочница" стала символом гармонии и простоты, и она исторически рассматривается как иконическое изображение голландского Золотого Века.

"Молочница" Вермеера олицетворяет его уникальный стиль, который характеризуется тщательным воспроизведением деталей, мастерским использованием света и тени, а также способностью передать настроение и атмосферу. Картина привлекает внимание своей простотой и естественностью, заставляя зрителя замедлиться и насладиться моментом повседневного быта, запечатленного на холсте.

2. "Весёлый собутыльник"

"Весёлый собутыльник", 1628-1630 (Франс Хальс)
"Весёлый собутыльник", 1628-1630 (Франс Хальс)

Картина "Весёлый собутыльник" (также известная как "Пьяный собутыльник" или "Шут с бокалом") была написана голландским художником Франсом Хальсом в период Золотого Века Нидерландской живописи. На картине изображён мужчина в нарядной одежде, держащий в руке большой бокал с вином. Он улыбается и смотрит прямо на зрителя, словно приглашая присоединиться к его праздничному настроению.

"Весёлый собутыльник" является характерной работой Хальса, которая отражает его интерес к изображению обычной жизни, сценам развлечений и празднованиям. Картина показывает атмосферу праздника, радости и дружеской компании. Она демонстрирует типичные черты голландского искусства того времени, которое стремилось показать реальность и повседневность. Она также демонстрирует мастерство Хальса в передаче эмоций и создании реалистического портрета человеческой натуры.

3. "Клетка с попугаем"

"Клетка с попугаем", ок. 1670 (Ян Стен)
"Клетка с попугаем", ок. 1670 (Ян Стен)

На картине "Клетка с попугаем" изображена девушка, стоящая возле открытой клетки с попугаем. Она рассматривает птицу с интересом, возможно, пытаясь привлечь ее внимание или просто наслаждаясь ее присутствием.

Стиль и техника Яна Стена характеризуются мягкими и реалистичными тонами, плавными переходами цветов и вниманием к деталям. Он искусно передает различные текстуры, включая пушистое оперение попугая и мягкие складки одежды девушки. Характерный для Стена свет и тень добавляют глубину и объемность картины.

"Клетка с попугаем" является типичным примером голландской живописи XVII века, где художники изображали обычные предметы и сцены из повседневной жизни. В этом случае попугай и клетка являются декоративными элементами, придающими картине изысканность и эстетическое удовольствие. Она также символизирует экзотические и редкие объекты, которые были популярны в голландском обществе того времени.

"Клетка с попугаем" Яна Стена предлагает зрителю окунуться в мир спокойствия и красоты. Она передает атмосферу тишины и простоты, приглашая зрителя насладиться моментом покоя и созерцания. Картина также может рассматриваться как метафора свободы и пленения, где попугай, находясь в клетке, становится символом ограничения.

4. "Кимон и Перо"

"Кимон и Перо", 1635 (Питер Пауль Рубенс)
"Кимон и Перо", 1635 (Питер Пауль Рубенс)

Картина "Кимон и Перо" (также известная как "Отцелюбие римлянки") была создана фламандским художником Питером Паулем Рубенсом. На ней изображен сюжет, основанный на античной легенде. Старик Кимон, был приговорён к казни и брошен в тюрьму умирать от голода. Тюремщик разрешил навестить его дочери Перо, которая накормила отца своим молоком.

Произведение отличается драматической композицией и мощным эмоциональным выражением. Оно передает любовь, преданность и жертвенность, а также говорит о силе и выносливости человеческого духа. Рубенс, известный своим мастерством в обработке цвета и света, использует яркие и насыщенные оттенки, чтобы создать динамичность и напряжение. "Кимон и Перо" является примером барочного стиля и его характерных черт, таких как драматизм и мощный натурализм. Картина передает глубокий человеческий смысл и вызывает сильные эмоциональные реакции у зрителей. Она символизирует непоколебимую любовь и сострадание, а также истинные ценности семьи и благородство человеческой души.

5. "Ночной дозор"

"Ночной дозор", 1642 (Рембрандт Харменс ван Рейн)
"Ночной дозор", 1642 (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Картина "Ночной дозор" (также известная как "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга") — одна из наиболее известных и значимых работ Рембрандта, а также одна из самых известных картин в истории искусства. В Рейксмузеуме экспонируется в отдельном зале, является самой большой картиной Золотого Века голландской живописи (379,5 × 453,5 см). Она изображает капитана Франса Баннинга Кока и членов отряда Стрелкового общества гражданского ополчения Нидерландов, которые и являются заказчиками работы.

Капитан стоит в центре, выделяясь своим воинским костюмом и решительным выражением лица. Лейтенант Рёйтенбюрг находится рядом, немного отступая в тень, но также привлекает внимание своим молодым и энергичным обликом. Вокруг капитана и лейтенанта находятся остальные члены отряда, каждый со своим индивидуальным выражением лица и позой. Многие из них носят характерные для своего времени их костюмы и оружие. Возле группы видна девушка, возможно, символизирующая покровительство богини Афины.

Сюжет "Ночного дозора" не ограничивается просто изображением отряда перед отправкой на патрульную службу. Он также имеет символическую и эмоциональную глубину. Картина иллюстрирует идеалы гражданского долга, солидарности и защиты общества. Она отражает голландскую гордость и самосознание, подчеркивая важность гражданской ответственности и службы.

6. "Зимний пейзаж с конькобежцами"

"Зимний пейзаж с конькобежцами", 1609 (Хендрик Аверкамп)
"Зимний пейзаж с конькобежцами", 1609 (Хендрик Аверкамп)

Картина "Зимний пейзаж с конькобежцами" была создана голландским художником Хендриком Аверкампом в XVII веке. Она является классическим примером зимнего пейзажа в голландском искусстве.

На картине изображен сцена зимнего отдыха, где люди катаются на коньках на замерзшем канале. Яркие и пронзительные цвета создают ощущение холода и свежести. Аверкамп умело передает динамику движения, даря зрителю ощущение веселья и радости. Художник внимательно прорисовывает фигуры людей, их позы, чтобы передать аутентичность и жизненность сцены. Он также обращает внимание на детали окружающей среды, включая дома, деревья и ледяные формации, создавая общую атмосферу зимнего пейзажа.

Стоит отметить, что Хендрик Аверкамп был одним из первых художников, специализирующихся на изображении зимних пейзажей и сцен зимнего отдыха. Его работы считаются одними из наиболее ярких представителей жанра "ледяной голландской живописи". Он внес значительный вклад в развитие этого жанра и воплотил в своих работах особый холодный и ясный свет зимнего дня.

7. "Любовное письмо"

"Любовное письмо", 1669-1670 (Ян Вермеер)
"Любовное письмо", 1669-1670 (Ян Вермеер)

На картине изображена женщина, сидящая за столом и читающая письмо, которое, судя по ее выражению лица и жестам рук, вызывает в ней сильные эмоции. Часто предполагается, что письмо содержит любовные послания, и это дало название картине. Композиция картины сбалансирована, а цветовая гамма — тихая и приглушенная, характерная для стиля Вермеера.

Одна из уникальных особенностей картин художника - это его внимание к мелким деталям и предметам в интерьере. В работе "Любовное письмо" можно увидеть тщательно проработанные текстиль, мебель, декоративные элементы и особенности архитектуры, что делает произведение более реалистичным и живым. Картина Вермеера отражает его уникальный стиль и его способность создавать интимные и загадочные сцены из повседневной жизни. Она вызывает у зрителей интерес и вопросы, оставляя пространство для размышлений и толкований.

8. "Синдики"

"Синдики", 1662 (Рембрандт Харменс ван Рейн)
"Синдики", 1662 (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Этот групповой портрет Рембрандт написал по заказу членов амстердамской гильдии суконщиков для зала совета, в котором собирались текстильные цехи, изготавливавшие шелка, саржи, сукна. Картина провисела там больше века, после чего была перевезена в ратушу, а затем в музей Амстердама.

Художник тщательно подошёл к выбору композиции, сохранилось много подготовительных рисунков. Он расположил синдиков двумя треугольниками, их лица хорошо узнаваемы. Они склонились над бухгалтерской книгой, на картине изображён момент, когда все подняли головы, повернувшись к зрителям. Помимо синдиков можно заметить слугу (на заднем плане без шляпы).

Важный символ находится на стене — это картина с изображением маяка, который олицетворяет роль синдиков в гильдии суконщиков.

9. "Свадебный портрет Исаака Массы и его жены Беатрис ван дер Лен"

"Свадебный портрет Исаака Массы и его жены Беатрис ван дер Лен",1622 (Франс Хальс)
"Свадебный портрет Исаака Массы и его жены Беатрис ван дер Лен",1622 (Франс Хальс)

"Свадебный портрет Исаака Массы и его жены Беатрис ван дер Лен" — это картина, написанная голландским художником Франсом Хальсом около 1622 года. Она изображает молодую пару, Исаака Массу и Беатрис ван дер Лен, в их свадебный день. Исаак Масса был торговцем зерном, путешественником и посланником в России. Он стимулировал научные и культурные контакты между Россией и Нидерландами.

Картина отличается реалистическим стилем Хальса, особенно в передаче текстуры и оттенков одежды. Он использует яркие и насыщенные цвета, чтобы привлечь внимание к субъектам портрета и создать ощущение живости и присутствия. "Свадебный портрет" является не только свидетельством важного события в жизни молодой пары, но и отражением общественной культуры и статуса голландских буржуа. Эта картина показывает роскошь и достаток, характерные для богатых и успешных граждан того времени.

10. "Счастливая семья"

"Счастливая семья", 1668 (Ян Стен)
"Счастливая семья", 1668 (Ян Стен)

На картине изображена сцена семейного обеда, где собрана веселая компания: мужчина, женщина и их дети. Художник передает атмосферу семейного счастья и радости. Главная фигура — мужчина в центре картины, который поднял кружку пива, символизируя праздничный настрой и непринужденную атмосферу.

"Счастливая семья" отличается яркими цветами, динамичным композиционным решением и превосходным мастерством в передаче деталей. Ян Стен был мастером в создании живых и реалистичных сцен повседневной жизни.

Картина "Счастливая семья" является примером жанровой живописи, которая позволяет зрителям окунуться в атмосферу семейного тепла и радости. Она отражает обычные, но важные моменты счастья и гармонии в жизни обычных людей.

11. "Автопортрет"

"Автопортрет", 1887 (Винсент ван Гог)
"Автопортрет", 1887 (Винсент ван Гог)

Творчество Ван Гога оказало значительное влияние на развитие современного искусства. Его работы вдохновляют и восхищают множество художников и любителей искусства по всему миру. Он стал символом самоотдачи, страсти и гениальности. В течение своей жизни он не получил признания и успеха, но после его смерти его работы стали очень ценными и востребованными.

Винсент уехал жить в Париж в 1886 году. Вскоре он опробовал французский стиль на нескольких автопортретах. Он сделал это в основном для того, чтобы сэкономить на модели. На этом автопортрете он изобразил себя нарядно одетым парижанином свободными, ритмичными мазками ярких цветов.

12. "Еврейская невеста"

"Еврейская невеста", 1665 (Рембрандт Харменс ван Рейн)
"Еврейская невеста", 1665 (Рембрандт Харменс ван Рейн)

На этой картине изображена сцена, в которой молодая женщина в богатом костюме стоит рядом с мужчиной. Освещение создает театральный эффект и добавляет драматичности сцене. Рембрандт использовал сильные световые акценты и глубокие тени, чтобы создать контраст и выделить основные детали. Относительно темный фон позволяет фигурам выделяться и придает им особую интимность.

"Еврейская невеста" Рембрандта поражает своей глубиной и эмоциональной интенсивностью. Художник искусно передает чувства и настроение персонажей, используя мастерство светотени и детализацию. Центральное место на картине занимает лицо женщины, которое привлекает внимание зрителя своей чувственной выразительностью.

13. "Мария Магдалина"

"Мария Магдалина", 1630 (Ян ван Скорел)
"Мария Магдалина", 1630 (Ян ван Скорел)

На картине "Мария Магдалина" изображена библейская фигура Марии Магдалины, одной из ключевых персонажей Нового Завета. Мария Магдалина считается одной из наиболее известных женских фигур в христианской истории, известной своей преданностью и покаянием. Художник воплотил ее образ в этой картины, показывая ее сидящей, обращенной лицом к зрителю. На ее одежде вышиты надписи на иврите, а на шали изображен тот же узор из харлемского дамаста.

В руках она держит горшок с мазью, которым она, как говорят, ухаживала за ногами Иисуса. Ван Скорел изобразил ее как соблазнительную, роскошно одетую куртизанку, отсылая к ее предполагаемому прошлому проститутки. Ее одежда отражает влияние итальянской живописи, с которой Ван Скорел познакомился во время своего путешествия в Рим.

14. "Битва при Ватерлоо"

"Битва при Ватерлоо", 1824 (Ян Виллем Пинеман)
"Битва при Ватерлоо", 1824 (Ян Виллем Пинеман)

Картина Пинемана посвящена последнему крупному сражению французского императора Наполеона I и изображает битву 18 июня 1815 года, в которой победу одержала антинаполеоновская коалиция. В попытке вернуть себе власть во Франции, утраченную после войны против коалиции крупнейших европейских государств и восстановления в стране династии Бурбонов, Наполеон Бонапарт сошёлся на поле боя с Седьмой коалицией европейских монархов.

Этот групповой портрет главных героев посвящен Веллингтону, командующему англо-голландскими войсками. Впереди слева лежит раненый на носилках голландский наследный принц, позже Виллем II. Картина изначально предназначалась для Веллингтона. Но когда Виллем увидел её, он приобрёл её для своего сына. Таким образом, картина была сохранена для Нидерландов. Колоссальный размер картины (567 × 823 см) делает её самой большой в Рейксмузеуме.

15. "Натюрморт с цветами в стакане"

"Натюрморт с цветами в стакане", 1602 (Ян Брейгель Старший)
"Натюрморт с цветами в стакане", 1602 (Ян Брейгель Старший)

Сын Питера Брейгеля Старшего, также известный как Бархатный или Цветочный, специализировался в жанровых сценах, пейзажах и цветочных композициях. Он известен своими яркими и детально проработанными изображениями цветов, растений и садов. В его работах часто присутствуют различные виды цветов, как отдельные экземпляры, так и композиции букетов. Он тщательно изучал растения, и его картины отражают не только красоту цветов, но и их разнообразие и особенности. Ян Брейгель всегда писал с натуры и часто ожидал по много месяцев, когда расцветёт то или иное растение.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:

Infinita Book | Дзен

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#картины #художники #рейксмузеум #рембрандт #вангог #брейгель #искусство #рубенс #вермеер #амстердам