Найти в Дзене
Infinita Book

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель: 15 картин, которые стоит увидеть

Оглавление
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique) — это комплекс из нескольких художественных музеев, которые являются одними из самых значительных музеев страны и представляют коллекцию произведений искусства, охватывающую более шести веков. Сюда входят Музей старинного искусства, Музей современного искусства, Музей Fin de siècle, Музей Магритта, Музей Вирца и Музей Менье.

Королевские музеи изящных искусств располагают одной из крупнейших коллекций бельгийского искусства в мире, а также произведениями многих европейских мастеров.

1. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

"Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц", 1565 г. (Питер Брейгель Старший)
"Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц", 1565 г. (Питер Брейгель Старший)

На картине Питера Брейгеля Старшего изображён зимний пейзаж с высоты птичьего полета. На льду крестьяне весело скользят на коньках и увлечённо играют. Сцена простирается вдаль, встречаясь с далёким городом и небом. В правой части картины, под деревом, являющимся основой композиции, едва заметна простая ловушка для птиц.

Такая ловушка — метафора на силки дьявола, в то время как птицы — символы человеческой души. Таким образом, помимо эстетического наслаждения картиной, зрители могли видеть в ней предостережение от земных искушений. Катания на коньках в искусстве часто отражали неопределённую ("скользкую") природу человеческого существования.

2. Путь на Голгофу

"Путь на Голгофу", ок. 1634-1637 гг. (Питер Пауль Рубенс)
"Путь на Голгофу", ок. 1634-1637 гг. (Питер Пауль Рубенс)

Эта картина была заказана в 1634 году для главного алтаря аббатства Аффлигем, одного из наиболее значимых монастырей Нидерландов того времени. В этом творении зрелого периода Рубенс представляет формат монументального однорамного алтаря, который в XVII веке начал вытеснять старые полиптихи в Южных Нидерландах. Такие алтарные картины, благодаря своему огромному размеру и вертикальной ориентации, ставили перед художниками задачу создания композиционного единства из нескольких связанных сюжетов.

Рубенс, обладая выдающимся композиционным талантом, решил эту задачу мастерски. Вместо разделения полотна на верхнюю и нижнюю части, как это делали многие художники после Тициана, он выбрал изображение вознесения Христа на Голгофу в виде непрерывного зигзагообразного движения.

Центральной точкой композиции становится лик Христа, который вытирает святая Вероника. Она как бы обращается к зрителю напрямую, призывая следовать за Христом и задуматься о собственных грехах, искупленных его страданиями. Эта сцена отсылает к традиции религиозных произведений, предназначенных для размышления и медитации.

3. Искушение святого Антония

"Искушение святого Антония", ок. 1505-1506 гг. (Иероним Босх)
"Искушение святого Антония", ок. 1505-1506 гг. (Иероним Босх)

Этот триптих Иеронима Босха объединяет четыре элемента Вселенной — воздух, землю, воду и огонь — для создания зловещего фона, на котором разыгрываются ужасающие сцены с участием странных персонажей.

Основная тема триптиха, как и большинства работ Босха, — это искушение и одиночество праведника перед лицом зла, которое повсеместно присутствует в земном мире. Оно проявляется либо в виде чудовищ и гибридных существ, либо под маской соблазнительной и ложной красоты, способной ввести в заблуждение. Внутренние панели произведения иллюстрируют три ключевых эпизода из жизни святого Антония, который, будучи подвергнут искушениям демонов, в конечном итоге находит путь к спасению через уединённую жизнь отшельника.

4. Смерть Марата

"Смерть Марата", 1793 г. (Жак Луи Давид)
"Смерть Марата", 1793 г. (Жак Луи Давид)

Этот шедевр, созданный в 1793 году, ярко запечатлел убийство одного из лидеров Французской революции — Жан-Поля Марата. Будучи не только пламенным революционером, но и журналистом, Марат был известен своей радикальной позицией и принадлежностью к якобинцам. Картина "Смерть Марата", созданная Жаком-Луи Давидом, увековечивает момент, когда Шарлотта Корде, противница якобинцев, убила Марата прямо в его ванне.

Выбор сюжета отражает напряжённый политический климат того времени и показывает приверженность Давида революционным идеалам. Простой и лаконичный стиль композиции усиливает драматизм сцены. Безжизненное тело Марата, занимающее центральное место на картине, притягивает взгляд и передаёт всю трагичность момента.

Символизм в деталях работы глубоко продуман: рядом с ванной чернильница и лист бумаги напоминают о роли Марата как журналиста и его неустанной работе по распространению революционных идей. Симметрия композиции придаёт сцене торжественность, а лицо Марата, обращённое к зрителю, словно призывает к продолжению борьбы.

5. Падение Икара

"Падение Икара", ок. 1558 г. (Питер Брейгель Старший)
"Падение Икара", ок. 1558 г. (Питер Брейгель Старший)

Картина "Падение Икара", приписываемая Питеру Брейгелю Старшему, сегодня вызывает споры среди искусствоведов. Многие полагают, что это не оригинал, а копия работы, которая, вероятно, была утрачена.

Картина обращается к известному греческому мифу о Дедале и Икаре, заточённых на острове Крит. Дедал смастерил крылья из перьев и воска, чтобы сбежать, предупредив сына не лететь слишком высоко. Но Икар не послушался, приблизился к Солнцу, и воск растаял, что привело к его падению и гибели в море.

Этот миф в эпоху Брейгеля часто служил иллюстрацией опасности гордыни и чрезмерных амбиций. Художник тонко передаёт эту мораль: несмотря на драму падения Икара, окружающий мир остаётся равнодушным. Пахарь продолжает работать, пастух пасёт своих овец, а корабль спокойно плывёт мимо, не замечая трагедии. Не зная названия картины, можно легко упустить из виду едва заметные ноги Икара, тонущего в правом нижнем углу.

6. Эпизод Бельгийской Революции 1830 года

"Эпизод Бельгийской Революции 1830 года", 1835 г. (Густав Вапперс)
"Эпизод Бельгийской Революции 1830 года", 1835 г. (Густав Вапперс)

1830 год был ознаменован революционной волной, охватившей Европу. В Париже произошла Июльская революция, завершившая правление Карла X. В это же время Эжен Делакруа создал свою знаменитую картину "Свобода, ведущая народ". В Брюсселе сентябрьские дни положили конец голландскому правлению над южными провинциями, установленному на Венском конгрессе 1815 года.

В 1835 году Гюстав Вапперс написал "Эпизод Бельгийской Революции 1830 года". Это произведение было заказано новым правительством Бельгии и стало монументальным манифестом, восхваляющим недавнюю революцию и обретённую независимость молодой нации.

7. Империя света

"Империя света", 1954 г. (Рене Магритт)
"Империя света", 1954 г. (Рене Магритт)

Картина Рене Магритта "Империя света", написанная в 1954 году, представляет собой удивительный пример сюрреалистического искусства. Этот холст уникален благодаря своему необычному подходу к изображению пейзажа.

На картине изображена парадоксальная сцена, которая одновременно передаёт и ночь, и день. Тёмная улица, кажущаяся уединённой и безмолвной, освещена одиноким фонарём, чей свет отражается в спокойном водоёме на переднем плане. В то время как ночная темнота окружает дом, над ним раскинулось яркое дневное небо.

Центральным элементом композиции является высокое дерево с густой листвой, стремящееся к этому парадоксальному небу и усиливающее сюрреалистическое напряжение. Магритт мастерски сочетает элементы реальности с необычными образами, нарушая привычное восприятие зрителя.

8. Падение мятежных ангелов

"Падение мятежных ангелов", 1562 г. (Питер Брейгель Старший)
"Падение мятежных ангелов", 1562 г. (Питер Брейгель Старший)

Брейгель написал эту картину, когда жил в Антверпене и создавал рисунки для гравёра Иеронимуса Кока. Отвергая популярные итальянские художественные каноны, он возвращается к устаревшей на тот момент традиции, вдохновлённой миром Иеронима Босха. Перед зрителем предстаёт хаотичная смесь фигур и форм, которая вызывает удивление и изумление. Из глубины сцены, окружённые ореолом света, чудовища как будто выброшены на землю бушующей волной. Против них ведёт бой святой Михаил в сверкающих золотых доспехах, наносящий удар мечом дракону с семью головами.

Сцена битвы архангела с падшими ангелами описана в "Откровении Иоанна Богослова" и часто изображалась в средневековом искусстве. У Брейгеля насилие проявляется не в ожесточённости сражения — Михаил и его немногочисленное войско не кажутся сильно угрожающими — а в непрекращающемся падении этих ужасных существ, заполнивших всю картину. Их бесконечное, адское падение создаёт ощущение стремительного, неостановимого движения, усиливая драматизм сцены.

9. Искусство, или Нежность сфинкса

"Искусство, или Нежность сфинкса", 1896 г. (Фернан Кнопф)
"Искусство, или Нежность сфинкса", 1896 г. (Фернан Кнопф)

Фернан Кнопф, выдающийся бельгийский символист, известен своими мистическими и загадочными произведениями, которые погружают зрителя в мир фантазий. Одной из наиболее известных работ Кнопфа является "Искусство, или Нежность сфинкса".

На этой картине изображён сфинкс с женским лицом, которое принадлежит сестре Кнопфа, Маргарите, и телом леопарда — средневековым символом вожделения. Сфинкс прильнул к юноше с копьём, отчасти напоминающему Эдипа и обладающему чертами Маргариты. Фон картины представляет собой сухой античный пейзаж Средиземноморья и стену с каббалистическими письменами.

Картина предлагает множество интерпретаций, от глубоких философских размышлений до более поверхностных трактовок. Однако Кнопф сам видел в своём произведении аллегорию выбора между властью и удовольствием, что придаёт работе практическую и в то же время глубокую символику.

10. Преждевременное погребение

"Преждевременное погребение", 1854 г. (Антуан-Жозеф Вирц)
"Преждевременное погребение", 1854 г. (Антуан-Жозеф Вирц)

В работах Вирца часто присутствовали мрачные и болезненные темы, что отражает влияние времени, когда медицинские технологии были примитивными, и случаи преждевременного погребения были не редкостью. В донаучную эпоху было трудно точно определить смерть, и тела иногда хоронили до того как она наступала, особенно во времена эпидемий. Известны истории о том, как, казалось бы, мёртвые неожиданно возвращались к жизни. Картина Вирца "Преждевременное погребение" была вдохновлена одноимённым рассказом американского писателя Эдгара Аллана По, опубликованным в 1850 году.

11. Искушение святого Антония

"Искушение святого Антония", 1946 г. (Сальвадор Дали)
"Искушение святого Антония", 1946 г. (Сальвадор Дали)

На этой картине Сальвадора Дали святой Антоний последовательно подвергается различным искушениям. На переднем плане изображена лошадь, символизирующая силу и сладострастие. За ней следует слон, несущий золотую чашу похоти, на которой обнажённая женщина балансирует на хрупком пьедестале, подчёркивая эротический характер композиции.

Другие слоны несут на спинах здания: один из них — обелиск, вдохновлённый обелиском Бернини в Риме; два других — здания венецианского стиля Палладио. На заднем плане ещё один слон несёт высокую башню, а в облаках можно увидеть фрагменты Эскориала, символизирующие временный и духовный порядок.

Эта работа была создана для художественного конкурса на тему "Искушение святого Антония", организованного в 1946 году. Победившая работа должна была фигурировать в фильме, основанном на рассказе Мопассана "Милый друг". В конкурсе участвовали одиннадцать художников, приз в итоге получил Макс Эрнст.

12. Благовещение

"Благовещение", ок. 1415-1425 гг. (Робер Кампен)
"Благовещение", ок. 1415-1425 гг. (Робер Кампен)

В этом произведении сцена Благовещения изображена в домашнем интерьере, что было новшеством для искусства того времени. До этого момента Благовещение изображалось внутри церкви или на её пороге. Как и полагается традиции, Архангел Гавриил входит в комнату с левой стороны. В знак смирения Дева Мария сидит на плиточном полу. Края её платья украшены надписью, что также является нововведением Робера Кампена.

Жесты Девы Марии отражают её покорность: правая рука покоится на груди, глаза скромно опущены. На её коленях и на столе лежат открытые книги, что может быть отсылкой к трактату о подлинной преданности, который утверждает, что Дева Мария медитировала над Священными Писаниями, когда Гавриил вошёл в комнату. Книги также символизируют её обладание божественной мудростью. В соответствии с этой темой, сидение позади Девы Марии украшено маленькими львами, как на троне Соломона, которого также считают мудрецом.

13. Король пьёт

"Король пьёт", ок. 1640 г. (Якоб Йорданс)
"Король пьёт", ок. 1640 г. (Якоб Йорданс)

Застолье с бобовым королем, популярная традиция Фландрии XVII века, представляло собой светское празднование католического Богоявления. В этом обряде боб символизировал путеводную звезду, которая привела Волхвов в Вифлеем, чтобы те поклонились младенцу Христу. Традиционно празднование начиналось вечером 6 января, после завершения всех религиозных ритуалов и возвращения людей из церкви. Бобы обычно замешивались в тесто за день до этого события.

Во время застолья один из участников находил боб в своем кусочке пирога и становился "бобовым королём". Он носил фальшивую корону, выбирал королеву и назначал придворных, включая министров и шутов. Его обязанности были простыми: он поднимал бокал и провозглашал "Король пьёт!", что требовало от всех присутствующих следовать его примеру. Участники застолья подчинялись указаниям короля и королевы, а каждое поднятие бокала сопровождалось хором: "Король пьёт!" Эти праздники могли продолжаться всю ночь.

Другую картину Якоба Йорданса на эту же тему можно увидеть в
Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

14. Пьета

"Пьета", ок. 1441 г. (Рогир ван дер Вейден)
"Пьета", ок. 1441 г. (Рогир ван дер Вейден)

На картине Рогира ван дер Вейдена изображено оплакивание Христа под крестом. Слева мы видим апостола Иоанна Богослова, его правая рука поддерживает верхнюю часть тела Спасителя, который лежит на колене Девы Марии. Левой рукой он утешает Марию. Богоматерь поддерживает голову Сына, прижимая её к своей щеке.

У ног Христа находится Мария Магдалина, рядом с ней сосуд с миром, её традиционный атрибут. Череп на переднем плане отсылает к месту распятия, Голгофе (что в переводе означает "череп"). Апокрифические тексты часто интерпретируют этот череп как череп Адама, чьё падение принесло смерть человечеству, и чьи первородные грехи Христос искупил своей смертью. Сухие деревья слева и справа также взяты из средневековых историй о Страстях Христовых, согласно которым все деревья засохли, когда Спаситель испустил дух.

15. Перепись в Вифлееме

"Перепись в Вифлееме", 1566 г. (Питер Брейгель Старший)
"Перепись в Вифлееме", 1566 г. (Питер Брейгель Старший)

"Перепись в Вифлееме" Питера Брейгеля Старшего объединяет три разных сюжета: религиозную сцену, бытовую картину и зимний пейзаж. Библейская история повествует об Иосифе и Марии, которая находится на седьмом месяце беременности. Им предстояло отправиться в Вифлеем на перепись населения, которую приказал провести римский император Август. На картине они только что прибыли в город: Мария, закутанная в плащ, едет верхом на осле.

В гостинице, где они должны остановиться, царит оживление: люди режут свиней, дети играют, толпы людей собрались у входа. В центральной и задней частях картины можно заметить, как дети резвятся, а взрослые заняты повседневными делами. Пейзаж создаёт символическое противопоставление: справа — разрушенное здание, возможно, символ язычества, а слева — церковь, олицетворяющая христианство.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: