Ян ван Эйк (ок. 1385-1441) смело демонстрировал, что живопись маслом обладает уникальной способностью богато и тонко передавать цвета и текстуры реального мира. Его влияние ощущалось повсюду в Европе, и уважение к его мастерству лишь усиливалось с каждым новым днём.
Считается, что Ян ван Эйк был самым знаменитым художником Северной Европы XV века. Его талант ценили даже в Италии, где обычно относились с пренебрежением к художникам из других стран. В своей книге "О знаменитых мужах", созданной около 1455 года, итальянский исследователь Бартоломео Фацио утверждал, что "Ян ван Эйк признан величайшим художником нашего времени".
Через сто лет Джорджо Вазари в своих "Жизнеописаниях" признал ван Эйка создателем масляной живописи. Хотя сейчас мы знаем, что это утверждение не соответствует действительности, но ван Эйк безусловно придал этой технике невиданную ранее изысканность.
Ван Эйк мастерски готовил свои краски, используя льняное и ореховое масло, а затем наслаивал их, создавая сложные композиции. С помощью тонкой кисти он аккуратно вырисовывал детали между слоями краски, достигая почти осязаемого ощущения трёхмерности на своих полотнах. Этот метод особенно хорошо заметен на знаменитом произведении "Портрет четы Арнольфини", где вся глубина и богатство изображения создают впечатление реальности.
Несмотря на славу, которая сопровождала его в жизни, о ранних годах Яна ван Эйка известно немного. Первое упоминание о нём встречается в записях 1422 года, к тому времени он уже был достаточно известен. Место его рождения остается неизвестным, но традиционно считается, что он родился в Маасейке (современная Бельгия).
Сведения о его семье указывают на то, что у ван Эйка было два брата — Хуберт и Ламберт, которые были художниками, а также сестра Маргарет, тоже художница. Ничего не известно об его школьных годах или обучении живописи, однако тонкость его мазков заставляет предполагать, что он начинал как иллюстратор рукописей. Великолепные иллюстрации в "Турино-Миланском часослове", впоследствии уничтоженном огнём, приписываются именно ван Эйку.
Ян ван Эйк, вероятно, был образованным человеком, потому что его очень уважал его главный работодатель — Филипп III Добрый, герцог Бургундский. Филипп не только щедро вознаграждал художника, но и высоко ценил его не только за талант в искусстве, но и за дипломатические способности.
В соответствии с указаниями Филиппа, ван Эйк выполнял важные миссии за рубежом. Художник оставался на службе у Филиппа III до конца своих дней, работая в основном в Брюгге, а также в других его резиденциях и за границей. Одной из важнейших дипломатических миссий ван Эйка была его поездка в Португалию в 1428-1429 годах, где он проводил переговоры о брачном союзе Филиппа с принцессой Изабеллой, дочерью короля Португалии Жуана I.
Филипп Добрый, главный покровитель Яна ван Эйка, был правителем Бургундии — к тому времени одного из наиболее богатых и влиятельных королевств в Европе. В эпоху расцвета Бургундии его владения охватывали территории, включая современные Бельгию, Нидерланды, Люксембург и частично северную Францию. Родившись в 1396 году, Филипп вступил на престол в 1419 году и правил до своей смерти в 1467 году. Он использовал искусство для прославления своей личности, однако также проявлял глубокую страсть к нему и считался обладателем одной из самых богатых библиотек в Европе.
В 1432 году Ян ван Эйк приобрел дом в Брюгге, что, вероятно, совпало с моментом его бракосочетания. В 1434 году он стал отцом, а крёстным отцом его ребёнка стал сам герцог Бургундский, Филипп III. Это ещё раз подчеркивает, что Филипп не только ценил талант художника, но и имел к нему личное расположение. Помимо Филиппа III, у Яна ван Эйка были и другие клиенты, включая церковь и купцов из Брюгге.
Наиболее известной работой Яна ван Эйка стал алтарь, созданный для собора в Генте по заказу богатого предпринимателя Йодокуса Вейдта, позже ставшего градоначальником. Этот огромный и сложный алтарь состоит из двенадцати дубовых панелей, восемь из которых описаны с обеих сторон. Всего на алтаре представлено двадцать изображений. Центральная панель изображает Поклонение агнцу — пролитие его крови в чашу, символ жертвы Христа.
Гентский алтарь — это не просто произведение искусства, это великолепное наследие, занимающее выдающееся место в истории живописи. Однако его создание окутано тайной и спорами, особенно касательно вклада Яна ван Эйка.
На алтаре есть надпись, указывающая, что работа была начата его братом Хубертом и завершена самим Яном в 1432 году. Однако, Хуберт, по предположениям, умер в 1426 году, что вызывает вопросы о том, насколько большую часть работы он выполнил. Вероятно, он сформулировал саму идею алтаря, а Ян воплотил её в жизнь.
Ван Эйк отличался непревзойденной наблюдательностью и мастерством. Он Эйк мог уловить даже самые мельчайшие детали, начиная от щетины на подбородках мужчин и заканчивая тонкими подробностями отдалённых объектов.
Однако его талант не ограничивался лишь реалистичным изображением. Ван Эйк наполнил свои работы символизмом, в том числе надписями на разных языках, которые призваны были заставить зрителя задуматься и восхититься. Несмотря на богатство деталей, его картины всегда были сбалансированными и утонченными.
Большая часть известных работ ван Эйка была создана в его поздние годы жизни, а все датированные произведения — в промежутке между 1432 и 1439 годами.
Лишь несколько работ, не имеющих датировки, — религиозные сюжеты или портреты — можно отнести к раннему периоду творчества Яна ван Эйка. В некоторых из них он сочетал различные жанры, создавая уникальные образы. Известно, что ван Эйк работал над картинами и на другие темы, а также создавал костюмы и декорации в качестве главного художника при дворе Филиппа III, но эти творения, к сожалению, не сохранились.
Ян ван Эйк скончался в Брюгге в июне 1441 года. Филипп III проявил искреннее почтение к художнику, назначив значительные выплаты его вдове в знак "признания заслуг её супруга и сочувствия к её потере".
Талант Яна ван Эйка продолжал вдохновлять как современников, так и будущих художников. Его острое восприятие реальности впоследствии нашло своё отражение в голландской живописи XVII века.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#ванэйк #картины #музеи #искусство #художники