Друзья, мы продолжаем наш цикл постов, посвященных “рекковским” особнякам и сегодня расскажем о здании, являющемся объектом культурного наследия и памятником архитектуры, сейчас в нем размещается посольство Королевства Марокко.
Это особняк Гутхейля в Пречистенском переулке - здание в стиле московского модерна, построенное Московским торгово-строительным акционерным обществом (МТСАО), которое основал Яков Рекк. Для тех, кто не читал наши прошлые выпуски, повторим, что фирма Рекка строила стильные доходные дома и особняки «под ключ», а затем продавала их состоятельным владельцам.
В начале 19 века на этом месте находился хозяйственный двор обширной городской усадьбы князя Ивана Алексеевича Гагарина - тайного советника и известного масона. После того, как имение сгорело в пожаре 1812 года, князь разделил землю на несколько владений и продал разным владельцам.
В дальнейшем, участок, где сейчас расположен особняк, сменил несколько хозяев. Самым известным обладателем владения являлся выдающийся врач-хирург Фёдор Иванович Иноземцев, который провел первую в истории России операцию с применением эфирного наркоза.
В 1899 году землю с уже изрядно обветшавшими постройками выкупило МТСАО Рекка и разделило её территорию на три участка — нынешние дома № 6, 8 и 10. Первым был построен дом №10 - особняк Якунчиковой, а последним - дом №6 - Посольство Австрии, известен как дом Николая Миндовского (сын Ивана Миндовского, владельца “рекковского” особняка на Поварской). Но о них мы расскажем в другой раз.
Строительство дома №8 началось только в 1902 году, хотя архитектор Вильям Валькот, которому поручили строительство, спроектировал здание еще тремя годами ранее. Известно также, что в 1900 Валькот выполнил еще один проект особняка и служб во дворе, однако по каким то неизвестным причинам он остался не осуществленным. Постройку завершили за год.
Хотя здание относится к стилю модерн, его уличный фасад строго симметричен. Это нехарактерное решение вероятно было принято, для того чтобы он отличался от соседнего дома Якунчиковой и имел неповторимый облик. Центральная часть особняка выполнена крупнее боковых крыльев и несколько вынесена вперед, здесь находится главный вход в дом.
Арочный дверной проем сверху обрамлен декоративным лепным панно в стиле рококо, на нем изображена голова девушки-лорелеи и младенцы Путти с растительным орнаментом. Похожие лепные композиции венчают арочные окна боковых крыльев. На крыше центрального объема возвышаются массивные вазоны, а вход в особняк украшен изящным стеклянным навесным козырьком в стиле французского Ар Нуво.
С обеих сторон входа была устроена невысокая кованая ограда с волнообразными завитками, выполненная в свойственной Валькоту манере. Округлый изысканный декор как бы смягчал простые, геометричные формы и гладкие поверхности фасада особняка, облицованного глазурованной пастельной плиткой, т.н. «кабанчиком».
Разновысотность частей дома позволила создать в помещении вестибюля и столовой, расположенных по центральной оси здания, дополнительный верхний свет. Справа от вестибюля располагался кабинет хозяина, слева – зал, гостиная и будуар хозяйки из нескольких небольших комнат, за кабинетом владельца находился ряд спален, в правом, выступающем на задний двор крыле – комнаты для прислуги и хозяйственные помещения.
Первым владельцем особняка, давшем ему свое имя, стал Карл Александрович Гутхейль, владелец одного из из крупнейших нотных издательств Российской Империи. Правда, он владел зданием всего 10 лет, в 1913 году особняк выкупил Дионисий Карзинкин — представитель известной московской купеческой семьи, директор Ярославской Большой мануфактуры.
После национализации в особняке располагались дошкольный детский дом и Центральный дом детского коммунистического движения. С 1958 года особняк занимает посольство Марокко в России. В 1960 году дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом.
В 2011 году была завершена реставрация здания, также была воссоздана утраченная ограда.
Напоследок приведем цитату из статьи Светланы Митленко, которая точно передает наше впечатление от особняка Гутхейля:
“В этом доме нет помпезности или яркости, присущей многим постройкам в стиле модерн того периода, но при этом он притягивает к себе невольные восхищенные взгляды прохожих. Всё в нём гармонично, созвучно, мелодично. Поистине, этот особняк предназначен для того, чтобы в нём жила музыка. Он – симфония эстетики и красоты.”
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
Читайте также:
#armos #архитектура #история #москва #особнякгутхейля