Найти тему
AR.MOSCOW

Особняк Миндовского

Друзья, когда мы рассказывали о не сохранившемся доме Мальмберг, то упомянули так называемый “рекковский” стиль - общие черты, присущие особнякам, построенным домостроительной фирмой Якова Рекка. Мы решили рассмотреть их более подробно и сегодня начинаем цикл постов, посвященных “рекковским” особнякам, а начнем, пожалуй, с усадьбы Ивана Миндовского на Поварской 44/2.

В 1903 году участок Поварской улицы между Скарятинским и Скатертным переулками выкупило Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка. Прежде, эта земля принадлежала статскому советнику Даниле Волчкову, здесь находилась его усадьба с главным домом в стиле классицизма и двумя деревянными флигелями, а также служебными постройками.

Фасад и разрез дома Волчкова на Поварской из архитектурного альбома М.Казакова,
Фасад и разрез дома Волчкова на Поварской из архитектурного альбома М.Казакова,

Все строения были снесены, участок разделили на два владения, в каждом из которых был построен особняк с отделкой под ключ для последующей продажи. То есть дома строились не для конкретного, а для потенциального покупателя.

В качестве архитектора был приглашен Лев Кекушев, ему предоставили полную творческую свободу. В результате со стороны Скарятинского переулка получился особняк, который считается одним из лучших произведений архитектора и эталоном московского модерна.

Асимметричная композиция особняка содержит отдельные симметричные элементы. Цоколь дома расширяется книзу и создает ощущение основательности и прочности. Заглубленные в стену оконные проемы, традиционно, имеют разную высоту и ширину и криволинейные переплеты. Кстати, все группы помещений в доме имеют окна на улицу.

Главный акцент фасада, выходящего на Поварскую — выступающее трёхчастное окно второго этажа с архивольтом и рельефным панно. Справа от него полукруглым застекленным объемом выделен зимний сад. Со стороны Скарятинского переулка по бокам акцентированы два эркера, которые венчают женские головки речной нимфы Лорелеи.

В оформлении фасадов в целом щедро использованы скульптурные декорации: путти, розетки, маскароны и настенные рельефы на растительную тематику. Над парадным аттиком на крыше размещалась скульптурная композиция, изображающая богиню, у ног которой играют амуры. Оригинальная скульптура была утеряна, но в 2018 году реставраторы восстановили ее по фотографиям и вернули на место.

Высота бронзовой скульптуры составляет почти три метра, ширина постамента — 1,5 метра, а вес всей композиции — 650 килограммов. Фото: mos.ru
Высота бронзовой скульптуры составляет почти три метра, ширина постамента — 1,5 метра, а вес всей композиции — 650 килограммов. Фото: mos.ru

Во внутреннем дворе особняке находился небольшой сад и конюшни. К ним вели ворота со створками в виде крыльев бабочек, столбы ворот украшали светильники в форме жуков-светлячков. На фронтоне конюшни – изящная голова лошади.

Торгово-строительное акционерное общество не пожалело средств на внутреннее убранство дома. Все помещения были оформлены в разных стилях, чтобы угодить будущему покупателю. Интерьер украшают витражи, живопись и лепнина. В отделке были использованы такие дорогие материалы, как мрамор, оникс, карельская берёза. Зимний сад имел уникальное остекление с орнаментом, выполненным в технике кислотного травления. Считается, что такая деталь отделки не встречается больше нигде в Москве. Внутренняя лестница украшена бронзовыми масками львов – фирменным знаком Льва Кекушева.

Во время реставрации 2017-2018 гг. были восстановлены подвесной металлический потолок с витражом, отделка стен из глазурованной плитки голубого цвета в зимнем саду, окна-витражи на парадной лестнице и в столовой, барельефы на потолке, дубовый паркет, дверные ручки и люстры.

Все это великолепие в совокупности с размерами дома вылились в очень высокую стоимость готового особняка. Только спустя 5 лет после окончания строительства его выкупил купец и текстильный фабрикант Иван Миндовский, который, на удивление, славился большой скупостью. После смерти Миндовского в 1912 году здание в равных долях унаследовали его четверо детей.

Особняк Миндовского на Поварской, 1911-1914
Особняк Миндовского на Поварской, 1911-1914

Как водится, после 1917 года особняк национализировали. В нем разместили госпиталь, а позднее — рабочий клуб. С 1924 года и вплоть до 1970-х здесь работала шведская дипломатическая миссия. А с 1972 года и до реставрации в здании находилось посольство Новой Зеландии.

Особняк Миндовского после реставрации
Особняк Миндовского после реставрации

Формально, реставрация была завершена еще в 2019 году, но пока посольство сюда так и не вернулось. Сообщалось, что в особняке планировалось разместить музей с находками, обнаруженными в процессе реставрации. В настоящее время здание остается безжизненным. Если вы знаете, когда планируется его открытие - напишите в комментариях.

Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, где мы рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

#armos #архитектура #история #москва #особняк