Русский язык наш удивительный, богатый своими выразительными средствами, эмоциональный и интересный тем, что в нём 2 вида речи: устная и письменная. Нужно знать и помнить об этом. Устная речь- это речь, которая передаётся с помощью звуков, спонтанная, порой неподготовленная. Такую речь воспринимаем с помощью слуха. Конечно, можно подготовить устную речь, например, перед выступлением в аудитории, когда нужно защитить научную работу, проект. Это, скорей всего, будет шаблонная речь. Понятно, что нельзя будет использовать слова разговорного стиля, только книжного. Письменная речь – это речь, которая передаётся с помощью букв. Эта речь подготовленная, обдуманная. Человек корректирует свою речь, чтобы донести правильные мысли до адресата, когда он пишет письма, СМС- сообщения, резюме, отзывы, эссе и так далее. Если устная речь очень развита, то это ещё не говорит о том, что у него может быть отличная письменная речь. Другой пример, если письменная речь развита, то это не значит, что и устная речь у человека в совершенстве. Нужно поэтому развивать и устную, и письменную речь. Может быть первое впечатление о человеке ошибочное.
Вспоминается давняя история, произошедшая с подругой – однокурсницей. Мы учились на филологическом факультете. Подруга решила посвятить себя журналистике. Стала писать статьи в газету.
И одна её знакомая удивилась тому, какие замечательные статьи она пишет, хотя подруга могла употреблять в своей речи слова ненормативной лексики и просторечные слова. Это наглядный пример того, как сильно отличается устная речь от письменной. Ещё пример, ребята на уроках могут давать односложные ответы на вопросы учителя, могут отвечать только по желанию, не проявляя активности, но это не подчёркивает то, что они безграмотные и не читающие книги. Их нужно заметить, поддерживать, раскрыть их потенциал. А есть и такие, которые знают теоретический материал, отвечают безошибочно, связно на уроках, но совершенно безграмотными быть на письме. Задача учителя в том, чтобы развивать и устную, и письменную речь учащихся на уроках. Развивать творческую личность.