Найти тему
История транспорта

«Блатные» автомобильные номера в Ставропольском крае в 40-е – 60-е годы ХХ века

В 1946 году в Советском Союзе введены в действие новые автомобильные номера по ГОСТ 3207-46, так называемые «желтые». И уже в те годы партийно-хозяйственная номенклатура захотела выделить свои автомобили в потоке «легковушек» на дорогах страны, придумывая разные варианты «блатных» номеров. В Ставропольском крае в 1946 – 1959 годах таковыми считались автономера первой сотни каждой серии. Вот они: еи 00-01 – еи 00-99, са 00-01 – са 00-99, св 00-01 – св 00-99, сг 00-01 – сг 00-99, ся 00-01 – ся 00-99, яэ 00-01 – яэ 00-99.

При этом, если у специальных ведомств (Крайком КПСС, горкомы, МВД, КГБ и т.д.) были свои автогаражи со служебными автомобилями, то в различных ведомствах поменьше, на предприятиях и базах снабжения, собственных легковых автомобилей в те годы не было. Для обслуживания руководителей предприятий народного хозяйства существовали отдельные подразделения в пассажирских автопредприятиях, на чьих балансах находились специальные легковые автомобили и лимузины. Например, в Ставрополе такое подразделение до 1961 года была в автоколонне №32, а с 1961 года – в Спецавтохозяйстве легковых автомобилей. В конце пятидесятых годов колонна обслуживания учреждений в ставропольской а/к №32 насчитывала более десятка автомобилей, в том числе ГАЗ-М20 «Победа» с номерами св 00-19, 00-21, 00-33, 00-49, 00-68, 00-76, 00-90, ГАЗ-69 св 00-70, 00-71.

Номера первой сотни аккумулировались в РЭО и выдавались по мере необходимости.

Важно отметить, что в те годы «блатные» номера не продавались частным лицам, а выдавались исключительно государственному транспорту. Вследствие чего к концу пятидесятых годов в подразделениях ОРУД скопилось большое количество невыданных автомобильных номеров первой сотни.

В 1958 году в Советском Союзе произошла замена формата автономеров, ГОСТ 3207-58, так называемые «черные» номера. В Ставропольском крае первые такие номера стали выдавать весной 1959 года.

Также, как и в предыдущем случае, с «желтыми» номерами, у «черных» номеров первая сотня аккумулировалась для автомобилей учреждений и ведомств.

ГАЗ-21 00-20 ста, принадлежавший ставропольскому Горисполкому. Ставрополь, проспект Карла Маркса.
ГАЗ-21 00-20 ста, принадлежавший ставропольскому Горисполкому. Ставрополь, проспект Карла Маркса.
ГАЗ-21 00-91 ств спецавтохозяйства легковых автомобилей для обслуживания учреждений. Фото из коллекции В. Шатского.
ГАЗ-21 00-91 ств спецавтохозяйства легковых автомобилей для обслуживания учреждений. Фото из коллекции В. Шатского.

А что же стало с запасами не выданных желтых номеров первой сотни? Их стали выдавать городскому транспорту – рейсовым автобусам и легковым такси. Так, автономера сг 00-69 – 00-89, 00-91 – 00-99 выданы автобусам ставропольской автоколонны №32. То же самое произошло с номерами ся 00-12 – 00-99 и яэ 00-24 – 00-25.

ЗиЛ-158 сг 00-79 Ставропольской автоколонны №32 в городе Ставрополе на проспекте имени Сталина.
ЗиЛ-158 сг 00-79 Ставропольской автоколонны №32 в городе Ставрополе на проспекте имени Сталина.
ЗиЛ-158В ся 00-57 Ставропольской автоколонны №32 в городе Ставрополе на проспекте имени Сталина. Из коллекции В. Шатского.
ЗиЛ-158В ся 00-57 Ставропольской автоколонны №32 в городе Ставрополе на проспекте имени Сталина. Из коллекции В. Шатского.

Ситуация с накоплением номерных знаков первой сотни продолжилась и в шестидесятые годы. И так же, как и прежде, накопленные ранее «шильды» выдавали городскому транспорту.

Так продолжалось до 1972 или 1973 года, после чего формат «блатных» номеров в Ставропольском крае поменяли, сделав для важных персон более сложную систему, с разделением по ведомствам. Чтобы по автомобильному номеру стразу было видно, кому принадлежит автомобиль: МВД, Крайкому КПСС или директору завода.

Какие именно автомобильные номера стали блатными в семидесятые годы? Поговорим об в следующий раз.

Спасибо за внимание.

Авто
5,66 млн интересуются