Сегодня произведем вскрытие неисправного датчика положения дроссельной заслонки (далее ДПДЗ) на ВАЗ-2107i, а также рассмотрим принцип его работы, причины, симптомы и способы диагностики неисправностей.
ДПДЗ - служит для определения положения дроссельной заслонки инжектора, что позволяет электронному блоку управления (ЭБУ) оптимально дозировать топливо-воздушную смесь. Что, соответственно, влияет на стабильность работы двигателя и расход топлива.
Датчики бывают пленочно-резистивные (контактные) и безконтактные. В нашем случае датчик пленочно-резистивный арт. 2112-1148200.
Основными симптомами выхода ДПДЗ из строя являются:
- Резкое повышение холостых оборотов до 2000 и выше без нажатия педали акселерометра.
- При движении с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются резкие провалы тяги, машина едет рывками.
- Появление ошибки по ДПДЗ и загорание лампочки "Check engine".
- Неустойчивая работа двигателя, двигатель глохнет, проблемы с пуском, не может развить максимальную мощность, запоздалый отклик на нажатие педали акселератора, увеличение расхода топлива.
Методы определения неисправности:
- Компьютерная диагностика и чтение ошибок - сопоставляем степень нажатия педали (открытия дросселя) с показаниями ЭБУ.
- Запуск двигателя при отключении датчика - снимаем фишку с датчика и заводим двигатель (смесеобразование будет проходить в аварийном режиме без его участия). Если отмеченные симптомы больше не появляются, а при подключении возвращаются обратно, то скорее всего неисправность в нем.
- Проверка мультиметром - проверяется опорное (входящее) напряжение (5В) и напряжение выходного сигнала при плавном открытии дроссельной заслонки, оно должно изменяться от 0,35 до 4,75 Вольт, не допускаются провалы или резкие скачки. Другой способ - проверка сопротивления при отключенной фишке между выходным сигналом и "массой" - оно должно изменяться в пределах 2,5-1,0 кОм.
Итак, давайте вскроем датчик и посмотрим что у него внутри.
Как мы видим, внутри у нас имеется ось с ползунком и пружиной, которая соединяется с осью дроссельной заслонки. По окружности расположена пленка с резистивными дорожками к концам которых припаяны три контактных вывода. При открытии заслонки ползунок скользит по дорожкам изменяя сигнальное (выходное) напряжение.
Как мы видим, в данном случае причиной выхода из строя явилось появление окислов и грязи на резистивных дорожках, вследствие наружения герметичности компаунда. Также, один из контактов ползунка отогнут и скорее всего имел плохой контакт с дорожкой.
Итак, основные причины выхода из строя ДПДЗ:
- Потеря герметичности с попаданием влаги внутрь датчика, приводящих к окислению и замыканию контактов.
- Износ ползунка и резистивных дорожек.
- Ненадежная конструкция в общем, плохое качество изготовления.
Для увеличения срока его работы желательно избегать его намокания, провести дополнительную герметизацию соединений.
Заказывал нож здесь.