Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Почему нельзя долго ездить на неотбалансированных колесах?

Оглавление
   Почему нельзя долго ездить на неотбалансированных колесах?
Почему нельзя долго ездить на неотбалансированных колесах?

Вибрации при езде не идут на пользу автомобилю.

Многие водители балансируют колеса в лучшем случае два раза в год, при их сезонной смене. Однако в процессе эксплуатации грузики отваливаются, и начинаются неприятные вибрации. Насколько они опасны для транспортного средства?

Почему трясутся колеса?

Если балансировать колеса один раз в сезон, то ничего хорошего в этом не будет. В течение 10-15 тысяч километров пробега колесо получает огромное количество ударов, из-за чего деформируется. На металлическом диске появляются вмятины на ободе, вызывающие нарушения идеального баланса и смещение центра масс. Причем достаточно даже миллиметрового искажения геометрии колеса, чтобы спровоцировать тряску.

Кроме того, при спортивной езде с чередующимися циклами «разгон-торможение» шины изнашиваются неравномерно, на них образуются канавки и поперечные желобки, которые тоже вызывают смещение масс. А при вращении колеса даже этот незначительный износ оборачивается неравномерным вращением. Силы инерции подбрасывают колесо, и появляется его паразитное биение.

Еще хуже, когда передние ведущие колеса вибрируют не только в вертикальной плоскости, но и под углом к горизонтальной. К примеру, из-за «восьмерки» колесо подруливает из стороны в сторону, что порождает внутри подвески и трансмиссии сложный комплекс напряжений и вторичных нагрузок, которые провоцируют еще больший износ шин и постепенно разбивают детали шасси. Возникшие люфты усиливают резонанс, и поврежденные детали работают уже на износ, значительно сокращая ресурс всей подвески.

Вред от вибраций

Из-за особенностей конструкции автомобиля тряска заметна при определенных скоростях. При небыстром движении подвеска полностью поглощает неравномерность вращения колес, поэтому в городе неотбалансированные колеса не всегда вызывают дискомфорт. Однако на междугородних трассах, на скоростях в районе 80 км/ч и 120 км/ч вибрации колес входят в резонанс с кузовом и многократно усиливаются. Тряска распространяется по «торпеде», рулю, потолку, ощущается даже в основании сидений, вызывая чувство беспокойства у водителя и пассажиров. Нередко биение колес настолько велико, что в салоне резонируют установленные в карманы металлические банки или пластиковые бутылки.

Если скорость снизить или, наоборот, увеличить, то интенсивность вибраций снижается. Они менее заметны, однако вредоносное влияние не прекращается, а только усиливается с нарастанием скорости. Энергия уходит в болтовые соединения, вызывая ослабление креплений.

Вибрации передаются в подвеску, в рулевую рейку, в моторный отсек. Как итог, через несколько тысяч пробега с разбалансированным колесом изнашиваются резино-металлические шарниры, трескаются подушки на опорах двигателя, спрессовываются сайлентблоки, начинает выть ступичный подшипник. От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка, появляется люфт в ее направляющих. Автомобиль тянет в сторону, ухудшается управляемость. При сложных разнонаправленных вибрациях разрушаются даже ступичные подшипники. В общем, терпеть разбалансированное колесо нельзя.

Чтобы проверить балансировку, нужно выехать на прямую дорогу с гладким асфальтом и разогнаться до скорости примерно 80-100 км/ч. Если чувствуется дискомфорт, то тянуть с визитом в шиномонтаж не стоит.

Но лучше не ждать появления даже незначительных вибраций и делать колесам профилактику один раз в 5 тыс. км пробега.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ