Найти в Дзене
Рассольник

Функции поведения.

Функция поведения отвечает, нам взрослым, на вопрос: "почему это поведение происходит?" или что хочет ребенок!

Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого. Например, ребенок крутит веревочку, все спокойно и хорошо. Мы никак не реагируем, занят ребенок "важным" делом. И в какой то момент, наш ребенок начинает биться головой от стену. Каковы Наши действия? Прибежим, начнем гладить, успокаивать, говорить с ним и т.д. Т.е всячески проявлять внимание/заботу! Значит есть вероятность, что в будущем, когда ребенку захочется нашего внимания, он может опять стукаться головой об стену!

*данный пример приведен для наглядности, как работают законы поведения.

Как же быть в этом случае?

  1. Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения это называется «трехкомпонентная поведенческая последовательность» - цепочка ABC. Более подробно читайте тут.
Цепочка АВС
Цепочка АВС

2. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения. Для этого, нужно проанализировать ("увидеть - понять") функцию поведения.

Существует 4 основные функции поведения.

✅ Доступ к желаемому предмету или действию. Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент. Например: хочет конфету - падает на пол - получает конфету. Обычно это выглядит не очевидно. Поэтому ВАЖНО уметь расписывать цепочку поведения!

✅ Привлечение внимания (взрослого, сверстников).

Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимания. Например, ребенок, во время игры с младшим братом, сильно бьет его по голове. На крики младшего брата немедленно прибегают родители, и начинают отчитывать ребенка. Также бывает и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица. Знакомо?

✅ Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий.

То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов. Например, ребенок раскрашивает рисунок, но вместо того, что бы продолжать и закончить - комкает бумагу и рвет на части. После этого от него не требуют продолжить раскрашивать. Или самый доступный пример: дали задание - скинул с парты - попросили все собрать. Или дали задание - укусил логопеда - дали перерыв (тк логопед в шоке😱)

✅ Получение сенсорной стимуляции.

Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей. Например, ребенок, наедине сам с собой постоянно бормочет определенное предложение и размахивает руками.

Можно дополнительно посмотреть видео-лекцию.

📌И теперь о главном!

Чтобы получить желаемое (сюда отнесем все функции поведения: желание внимания, желание уйти от требований, желание конфетки) нужно уметь это делать. А как ты умеешь это делать, зависит от твоих навыков.

👅Умеешь говорить – попросишь.

👉Умеешь показывать – покажешь.

🦷 Умеешь кусаться и ранее получалось этим способом получить желаемое, будешь кусаться.

Поэтому ребенок проявляет формы #нежелательного_поведения не потому что он плохой, а просто потому, что не умеет иначе или так легче получить желаемое.

*Исключением здесь может быть аутостимуляция. Кстати, иногда она несет в себе функцию привлечения внимания.

Как справится с нежелательным поведением?

Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»

Но для начала научимся замечать: что было ДО/После поведения и определять функцию поведения!