Штат Калифорния планирует предоставить автомобилям без водителя те же права, что и классическим такси. Политики в Сан-Франциско опасаются «бесконечного списка инцидентов».
Туристы всё ещё делают удивленные фотографии, когда видят проезжающие мимо роботизированные такси, оснащенные камерами и датчиками. А для жителей Сан-Франциско самодвижущиеся автомобили компаний Waymo и Cruise стали привычным зрелищем.
Сколько их точно, их разработчики не разглашают. Но очевидно, что столица технологической индустрии США является испытательным полигоном par excellence для автономных автомобилей без водителя.
Внедорожники и компактные автомобили в автопарках обеих компаний оснащены системами искусственного интеллекта. Они оснащены десятками камер, радарных систем и лидарных датчиков, которые строят трехмерное изображение окружающей среды. Технология автономного вождения, по словам представителей Waymo, «никогда не пьянеет, не устает и не отвлекается».
По мнению разработчиков, это делает их безопасной альтернативой классическим автомобилям в городе, где смертность на дорогах продолжает расти. Waymo и Cruise надеются, что штат Калифорния продлит их лицензии в этом месяце, что позволит им конкурировать с такси и приложениями для каршеринга.
Пока что они находятся на стадии своего рода тестирования. Автомобилям Cruise, дочерней компании General Motors, разрешено бесплатно доставлять людей куда угодно. В некоторых районах города им также разрешено забирать пассажиров за плату, хотя только в ночное время. В конкурирующей компании Waymo, принадлежащей материнской компании Google Alphabet, платные поездки возможны в любой части города, но при этом необходимо присутствие «водителя безопасности». Для бесплатных поездок он не требуется.
В середине июля штат Калифорния решит, разрешать ли компаниям в Сан-Франциско и других городах сделать следующий шаг. Ожидается, что существующие ограничения, касающиеся почасового графика, дальности поездки и оплаты, отпадут. Если Waymo и Cruise получат такие лицензии, «они будут работать в Сан-Франциско практически так же, как Uber и Lyft, - пишет Washington Post, - подбирая пассажиров круглосуточно за плату в любой точке города. Но без человека за рулем, другими словами».
Внедорожник против автобуса
Компании уже экспериментируют со своими самодвижущимися такси в некоторых других городах США. Но извилистые, холмистые улицы Сан-Франциско являются привлекательным испытательным примером: если здесь всё пройдет гладко, то это должно быть возможно и в городах с более простыми улицами.
На протяжении более чем миллиона километров полностью автономного вождения не было ни одного столкновения с пешеходами или велосипедистами. «Столкновения же автомобилей были вызваны нарушением правил или опасным поведением водителей-людей», - заявляет Waymo.
«Поездки в основном проходят гладко, и машины, похоже, уважительно относятся к велосипедистам и пешеходам, - говорит журналист Би-би-си, который пересек город на одном из таких беспилотных такси. - Вождение кажется иногда более осторожным, а иногда менее осторожным, чем моё».
Но чиновники, отвечающие за пожарную службу или общественный транспорт в Сан-Франциско, настроены менее восторженно. По данным газеты Post, они отмечают «недавний всплеск инцидентов: автомобили без водителя задерживают движение, нарушают порядок на местах аварий, подрезают автобусные маршруты или сталкиваются с велосипедистами и пешеходами».
Видеозаписи с камер наблюдения в автобусах и трамваях, просмотренные журналом Wired, специализирующемся на новостях технологий, демонстрируют «список инцидентов». Среди прочего, Wired описывает, как белый внедорожник преградил путь автобусу городской транспортной компании, остановившись и оставшись посреди узкой улицы. «Что за черт? В машине нет водителя!» - кричит водитель автобуса на видео, снятом камерой наблюдения.
Водитель из плоти и крови мог бы легко убрать машину с дороги. Waymo-SUV пришлось прибегнуть к помощи стороннего сопровождающего. Это не сразу помогло исправить ситуацию. В конце концов, через 15 минут группа вмешательства компании устранила затор.
Чувство бессилия
«Когда вы сталкиваетесь с транспортным средством без людей на борту, это вызывает чувство беспомощности и бессилия, - сказал Wired Джеффри Тамлин, директор компании общественного транспорта в Сан-Франциско. - Нет никого, с кем можно решать вопросы».
Штат Калифорния требует от компаний отслеживать информацию о столкновениях и передавать её властям. Но их передача данных не всеобъемлющая, сказал Тумлин в интервью моим американским коллегам. Он хочет, чтобы они передавали информацию и о более мелких происшествиях, «например, когда автомобиль выезжает на велосипедную или автобусную полосу, останавливается, нарушая движение, или неправильно интерпретирует сигналы полицейского».
«Мы очень обеспокоены тем, что проблемы на дорогах будут расти в геометрической прогрессии, если автономным автомобилям будет разрешено неограниченное движение без водителя в Сан-Франциско», - сказал Тумлин в заключение.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)