Найти в Дзене

Повесть машины и люди (Глава 6). Автомобиль КаЗ-608.

Казалось, что автомашина Колхида уверенно держится на дорогах нашей Родины. Имеет, хорошую устойчивость на поворотах и имеет довольно неплохую пневматическую тормозную систему. Но тут, увы, меня постиг большой удар по моему самомнению при восхищении данными автомобилем. А дело начиналось так, мой коллега из первой автоколонны Виктор Русских решил отправиться в отпуск согласно составленного заранее графика. С Виктором нас связывал общий интерес к литературе, у него была довольно шикарная библиотека. И зная, про его отъезд на Чёрное море, я попросил при возможности купить для меня, хорошую книгу отечественных писателей. * У нас на автобазе практиковалась система «нет простоям транспорта». По ней начальники автоколонн держали подменных водителей. Хотя многолетний опыт показывал, что машина после подменного водителя окажется на ремонте не менее чем на один месяц мало кого интересовало. Разве кому- то было жаль чужого добра, вряд ли. * Виктор со своей женой Марией безмятежно отдыхал на побережье Чёрного моря в Черноморке. В это время на его красавице Колхиде гарцевал варвар из подменных водителей. Несколько раз он попадал в острые дорожные и транспортные ситуации, и только мастерство других участников движения спасало автомобиль от аварии. Но как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт. Подменный водитель расколотил машину в пух и прах. Но сам не получил не травмы не увечья, дуракам и пьяницам почему – то всегда везёт. Разбитую южанку притащили на буксире. Раму от удара перекосило, явно требовался капитальный ремонт. * Составили аварийный акт и поставили поближе к механикам, чтобы машину не начали разбирать на запчасти. Так она и стояла закрытая палаткой, ожидая возвращения своего хозяина. * Отдохнув и помолодев с лёгким черноморским загаром, пришёл Русских на работу. Узнав о несчастье с его автомобилем, он не подал вида, не один мускул не дрогнул на его лице. Но в душе его творилось что – то протестное не поддающееся простой логике. Его начальник привык к подобным ситуациям. Неудачи на производстве особенно в транспортной отрасли были закономерны, и их число практически мало менялось. Всё шло своим чередом удачи за не удачами аварии за авариями. Виктора обрадовала весть, что на складе имеются запасные части для рамы Колхиды. * Начальник снабжения Гольдшмидт Григорий Михайлович, узнав о происшествии, расстарался и достал всё необходимое на складах управления, он искренне болел за дела нашего коллектива. Коэффициент использования автомобилей на линии явно падал в процентном отношении, а это было недопустимо в наше время. * Люди верили в то время, когда мы будем жить при коммунизме. А для этого надо было хорошо работать и участвовать в строительстве нового общества. На нашей автобазе имелась современная кузница и установка для клёпки таких сложных конструкций как автомобильная рама. Русских засучил рукава, выслушал соболезнования товарищей по работе, и с его лёгкой руки рождение нового автомобиля началось. * Токарь Пахомов выточил заклёпки из низколегированной стали 14 Г. Они у этого высококлассного специалиста, бывшего фронтовика, получились на удивление красивыми и точными по размерам. Водитель автопогрузчика Серёжа Семеряков привёз со склада в кузницу все детали рамы. Лонжероны выставили по уровню и процесс пошёл. Начинаем с кронштейнов силового агрегата, вот и они на месте. Удивляемся своими достижениями и вместе с зеваками, оказавшимися в цехе, фантазируем о создании Сибирского автомобильного завода. Перекур окончен и далее пошли кронштейны рессор и рулевого управления. * Некоторые товарищи так заинтересовались зрелищем создания автомобиля, что посетили сорок первый магазин и теперь расселись на куче кокса для кузнечного горна, как - будто в древнем амфитеатре. После перекура мы с удовольствием крепим заднюю поперечену рамы с отверстием для фаркопа. Надо успеть приклепать кронштейны для бензобаков и другие ответственные детали рамы автомобиля. На глазах груда металла превращается в конструкцию со строго геометрическими формами и главное симметричными, показывая явное начало красивого и важного агрегата нашей машины. * Блеск краски подчёркивает хотя и не чёрный квадрат, но сюжет картины любимой каждому шофёру. Особенно когда перед техосмотром моешь автомобиль. Тогда под слоем пыли, и масляной грязи появляются окрашенные заводской краской детали машины. Наконец приклепаны кронштейны переднего бампера, который можно к ним прикрутить болтами с граверными шайбами. Теперь можно вымерить длину рамы, а точнее автомобиля. Рулетки в то время были в дефиците и не очень хорошего качества. Мастер цеха сам измерил раму и остался доволен, точно 5165 мм. Ошибиться тут было никак нельзя транспортное средство источник повышенной опасности. Любое нарушение или изменение конструкции грозит ответственностью уголовной или административной. Рядом устанавливают разбитый КАЗ - 608, народ у нас честный всё на месте. Виктор после слов мастера проверяет ширину рамы автомобиля. Размер 2360 миллиметров одинаков на обеих конструкциях. * После работы в диспетчерской идут разговоры о новом фильме, идущем в кинотеатре «Мир». Кинофильм «Мёртвый сезон» о работе наших разведчиков за границей. Я пытаюсь уговорить Виктора посетить кинозал, но он не приклонен. «Пока не сделаю машину, ни каких, развлечений» отвечает Русских. Тут и без фильмов голова идёт кругом, тормозные трубки проржавели от конденсата, надо их менять и ставить желательно воздухопроводы медные. С медью в те времена дела обстояли неплохо, только не ленись, на складе были любые размеры. Ни у кого не хватало ума воровать медь и сдавать в цветмет. В медницком цеху паяли радиаторы и различные трубки. И заказ на Колхиду оказался самым крупным. * Пришлось ставить меднику магарыч, тут ничего не поделаешь, человек работает не разгибаясь. Зато трубки ставить удобнее, чем металлические, гнёшь, не боясь, что лопнут. Прибегал механик колонны и просил компрессор на время, тут надо стоять на твёрдых позициях и не поддаваться нажиму. Отдашь, а потом будешь сам искать, только время и нервы потратишь в пустую. После установки трубок и электропроводки на задние фонари пришло время устанавливать передний и задний мосты. Рама стала на колёса и от этого преображения начала принимать форму транспортной единицы. База - точнее говоря, расстояние между осями мостов составила 2900 миллиметров. Если сравнить с ЗИЛ – 130 В тягача то его база 3300 немного больше. Эти размеры живо интересовали водителей особенно с автомобилей Колхида. Вроде одинаковые машины, а ЗИЛ быстрее и имеет высокую проходимость вовремя непогоды. Особенно рьяные водители мерили и изучали параметры этих двух машин. Попасть на ЗИЛ было очень сложно, тут надо было пройти отбор по многим показателям. * Я зашёл к Виктору он собирался ехать в Верх – Тулу за кабиной, для машины. Хоть и кабина была уже в эксплуатации, но зато не битая и к тому- же имела заводскую окраску. Мы переговорили немного о новых книжных новинках, которые можно было получить после сдачи определённого количества макулатуры. Как раз вышла книга «Княжна Тараканова» исторического содержания, страшно хотелось почитать. Русских взял сумку и пошёл к снабженцам, потом он мне сказал, что достал иранский бальзам, для устранения трений с хозяевами кабины. Куда деваться, кабина нужна позарез, а время поджимает. Разбитую в хлам кабину ремонтировать было бесполезно, попробуй, подгони двери, посадочные опоры, установи точно лобовые стёкла. Со стёклами появился просвет, они родимые появились на нашем складе. * Тётя Валя заведующая складом выдала Виктору, ещё не приходованные стёкла по материальной группе у бухгалтера Татьяны Михайловны Мирошниковой. И вот к концу смены въезжает снабженческий грузовик с Колхидовской кабиной, и появляется Виктор - триумфатор. Народ с интересом осматривает приобретение и конечно высказывается уйма мнений, попробуй всем угодить в таком огромном коллективе работников транспорта. * Народ у нас подобрался грамотный и с высокими профессиональными навыками. Каждое мнение можно понять и выслушать доводы за и против. Машину с кабиной загоняют в склад и на этом дискуссии прекращаются. Люди отправляются по домам на дежурных автобусах. На другой день разговоры о восстановлении Колхиды как бы отошли на второй план, и автобазу облетела новость. * Хохол с третьей колонны разбил трансформатор аж на 14 тысяч рублей. А дело было так, надо было получить груз на грузовом дворе, точнее на Алтайке. Въезд на грузовой двор был напротив школы № 1, где я получал начальное образование. Школа была добротно изготовлена непременно из лиственницы, на долгое существование. Мне пришлось задержаться по профсоюзным делам. Хохол решил захватить хорошее место и поэтому рванул под козловой кран грузиться. Оспаривать своё первенство я даже не пытался, зная упрямый нрав данного водителя. Единственное, что я посоветовал этому водителю, хорошо увязать трансформатор. По теории автомобиля, центр тяжести при таком грузе значительно поднимается вверх. Понятно, что возможность потери или порче ценного груза намного повышается. Это же не плиты пустотки и не речной песок с бабушки реки Оби. Он конечно даже внимания не обратил на мои доводы. Подписал товарную накладную и поехал на склады очистных сооружений. Увязать груз не удосужился, хотя проволоки 6 мм. на погрузке лежали целые горы. Выехал на родную улицу Большевистскую и поехал по асфальту к Коммунальному мосту. * Тогда ещё по ней ходил трамвайчик под номером один, да она и не была так загружена. При въезде на мост надо было делать довольно крутой правый поворот, учитывая габариты полуприцепа почти на один метр брать левее в сторону улицы. Ну, а наш водитель пренебрёг элементарным правилам, и на большой скорости совершил манёвр поворота. В результате седло полуприцепа, имея боковой люфт, сыграло плохую службу и добавило крен кузова. Правые колёса полуприцепа заскочили на поребрик из серого гранита, и не увязанный трансформатор полетел на дорогу. На месте падения разлилась огромная лужа из дорогостоящего трансформаторного масла. А посередине лужи как памятник безалаберности возвышался разбитый трансформатор. После разбирательств дорожного происшествия, виновником признали этого упрямца с автомобиля Колхида. И присудили платить ему полную сумму стоимости ценного имущества. * В ту пору рубль был значимой валютой и по цене шёл наравне с долларом. Граждане, выезжающие за границу, брали его по шесть рублей у спекулянтов, чтобы приобрести модную одежду и бытовую технику. Получалось, что по рыночной цене средняя зарплата водителей колебалась от 40 до 50 долларов в месяц. При ценах установленных государством на продукты питания и вещи необходимые в быту вполне хватало на безбедное существование. Можно было позволить себе раз в году полёт с семьёй к тёплому морю и проживанию и питанию в течение месяца. Ну а если попал в подобную историю с порчей имущества, то естественно приходилось рассчитываться и вести более скромный образ жизни. Суд или другой ответственный орган назначал определённую ежемесячную сумму для выплаты за нанесенный ущерб, но строго в рамках закона. И главное не могло быть посягательств со стороны пострадавшей на досрочное возвращение долга. Так что демократические основы были незыблемой составляющей нашего общества, и кто их пытался нарушить оказывались изолированными от людей. * У нас на автобазе от этого тоже никто не был застрахован, поэтому к людям, попавшим в жизненный переплёт, старались относиться лояльно. Работу не бросали и выполняли социалистические обязательства. Однажды я попал в рейс с этим самым упрямцем уже после того происшествия произошедшего с ним. Мы повезли пустотки в Тогучинский район, для строительства жилых домов в одном из передовых колхозов с довольно звучным коммунистическим названием. * Обычно во время пути стараешься ехать с кем ни будь в паре, вот и я попал в пару с хохлом. Дорогой он решил отрегулировать карбюратор. Колхида обожала бензин, и на сто километров порою уходило до ста литров, уж такая «конституция» была у этого автомобиля. Да ещё старая Тогучинская трасса была такая убитая, что скорость с трудом можно было держать километров пятьдесят – шестьдесят в час. И вот проедет он километров двадцать и начинает раскручивать карбюратор. Понятно было бы, если человек разбирается и имеет образование по этой части. Люди, с которыми мы возили груз давно проехали в сторону города, а я вынужден останавливаться и ждать этого болвана пока он мучает карбюратор и крутит трамблёр. Когда мы выехали к Репьёвскому переезду, началась дорога с твёрдым покрытием, я не выдержал и бросил своего попутчика, пусть продолжает свои изыскания экономии топлива в одиночестве. Такие рейсы как всегда начальство планировало по субботам, мне кажется, тут не обходилось без их личных интересов. * С понедельника мы выполняли планы десятой пятилетки. Конечно же, нам мешали в этом американские империалисты, затеявшие незапланированную гонку вооружения. Но тут как говориться трудно, понять, не зная фактического положения мировых дел в политике. Мы тоже влезли в Афганистан, а для чего наверно не знает никто, кроме политиканов. А может наши руководители, тоже просто нашли полигон для испытания оружия. В этой стране мы потеряли 300 вертолётов на 4 миллиарда долларов. А у каждого лётчика семья родные и знакомые. Базы наши тоже там не удержались, и возвратились наши войска так же как в своё время американцы из Вьетнама. Проходивший в эти годы 26 съезд КПСС обсуждал естественно Афганские дела, но нас больше интересовала внутренняя политика. * И один вопрос, утверждённый на съезде, мне понравился, и я целиком был за него. Животноводство объявлялось ударным фронтом пятилетки. Просто говоря тут нужен талантливый командующий фронтом. На это место по деловым качествам подходили только три кандидатуры маршалы Блюхер В. К., Жуков Г. К. и Рокосовский К. К.. Если они в боях были маршалы победы, то и на трудовом фронте провели бы успешную работу. Очень жаль, что их уже не было на этом свете. А ведь, где найти таких Константиновичей, никто и не думал. Кстати маршалы родились под знаком Стрельца. Видно не просто под созвездием Стрельца рождаются выдающиеся личности. Два знаменитых наших генералиссимуса тоже родились под этим знаком. Со знаками зодиака понятная история полистал про разрушителя царской империи, он родился под созвездием Телец. Известное дело бык тут вроде понятно. Разрушителей советской империи было два Водолей и Рыба. Один болтал, что не погодя, а другой, молча, делал пакости своему народу. Ну а кому за этим следить, когда решение спускалось в руки партийной бюрократии, которая больше беспокоилась о личном благополучии, чем о народном хозяйстве, толкового человека никто и не искал. * Помню такой случай, когда я с тоской смотрел на книжные полки в магазине, где представлена была ненужная никому литература. В книжный магазин по улице Восход с шумом и с кухонной болтовнёй вошли две женщины, одетые в дефицитные вещи по тем временам. Мы из райкома партии, не стесняясь покупателей, объявили они. Продавщица попросила их показать документы и затем спросила о цели визита. Дайте нам, что ни будь свежее, только что - бы корешки книг были одного цвета и желательно с золотым тиснением. * Продавец пригласила их в подсобное помещение, ей явно было неудобно перед покупателями магазина. Простому человеку достать хорошую книгу в те времена было очень сложно. Мне оставалось только выйти из магазина и удивляться, как нарождается новая аристократия. Главное, уповая на вседозволенность и непогрешимость в своих действиях. Их защищали законы, придуманные ими же самими, силовые органы и громадная непонятно для чего служащая армия. * Выходной день пролетел удивительно быстро, завтра опять на работу и мои рассуждения о нашем устройстве в этой жизни улетели вместе с думами о производстве и преодолением бытовых неурядиц. Утром рано я получил от диспетчера путевой лист с заданием доставить с завода в Легостаево болгарский кирпич. Этот строительный материал вырабатывался по новой технологии, и всем было интересно даже просто потрогать кирпич в два раза больше обычного. Он имел внутри отверстия, уменьшающие его вес, был довольно красив и крепок. Правда при падении мог легко, и расколоться, требовалось относиться к нему осторожно и вести аккуратно, не превышая скорости. На поворотах снижать скорость и резко не тормозить во время движения. * Пока мы дожидались своей очереди, я занимался самообразованием, учиться надо при любом удобном случае, затем и человеку голова, которую надо загружать полезной информацией из книг. Дождавшись своей очереди, я с экспедитором полез в кузов, чтобы правильно расположить поддоны с кирпичом. От правильной установки груза зависела его сохранность во время движения. А дорога назад в город была на удивление ровная и широкая, как тут не разогнаться. Я и разогнался, смотрю на спидометре сотня, а скорость не чувствуется, так Колхида рассекает пространство своей не обтекаемой формой кабины. Опыта вождения автопоезда у меня было достаточно, и я доставил кирпич до места назначения в целости и сохранности. * Когда я на другой день вёз шифер с города Искитима, тут возникли проблемы. Как всегда за получением стройматериала выстроилась приличная очередь из разномастного подвижного состава. Я на лежанке читал книжку, а экспедитор нервно ходил вокруг машины и курил папиросы «Север». Я ему сочувствовал, у него срывался дополнительный заработок. Он имел небольшой приработок к своему бюджету. Стриг собак и собачек, для советских граждан. Его израненные руки были в том доказательством о непростом мастерстве собачьего стилиста. * Наконец мы погрузились, и он меня начал подгонять и провоцировать на превышение скоростного режима. Главным препятствием на пути была «вшивая горка» перед въездом в Академгородок. Тут я притормозил, а в основном двигался с превышением скорости. Но в Нижней Ельцовке мы попали под сильный боковой ветер, и наш шифер поднимался и ловко планировал на обочину, рассыпаясь на неровные части. Собачий парикмахер нисколько не расстроился, мы вбили прямо в волну шиферного листа гвозди на 120 мм. и поехали дальше. Разгрузились в Кировском районе недалеко от Бугринской рощи и скорее по домам. * На следующий день меня вызвал начальник и отправил в отпуск точно по графику. До технического осмотра оставалось чуть больше месяца. Солнышко пригревало, по улицам текли ручьи я и не знал чем себя занять. За зиму на крыше накопился снег, после снегопадов и метелей, вот я и разминался, метая с помощью лопаты подтаявший снежок через конёк в палисадник перед домом. * Месяц прошёл незаметно и я опять в работе. Автомобиль после подменного водителя работал как - то странно, у меня слух не музыкальный, но прослушивался стук внутри двигателя. Хитрого тут ничего не было, может он недолил своевременно моторное масло, а может, поставил автомобиль круто под горку и масляный насос захватил воздух и коленчатый вал задрал вкладыши без масляной смазки. Гадать о причине стука не приходилось, в моторном цехе сказали «сколь походит» на этом аудиенция со специалистами закончилась. * Но у меня на душе было тревожно, техосмотр на носу, а тут неприятности с двигателем. За три дня до проверки технического состояния я начал готовить свой КАЗ – 608. Обязательная мойка двигателя во - первых бензином или соляркой, а потом водой со стиральным порошком «Лотос». После процедур с ДВС идёт по очереди рама и ходовая часть. Полуприцеп тоже тщательно моется и затем автомобиль заезжает в малярный цех для подкрашивания и освежения внешнего вида. Под краской уже невидны ущербы от ржавчины и следы вмятин и ударов во время рабочего процесса. Желательно после покраски не выезжать за ворота предприятия, чтобы не забрызгать грязью и не запылить дорожной пылью блестящую краску. Далее идёт проверка электрооборудования, регулировка фар и других приборов освещения. Кульминацией подготовки является проверка тормозной системы и утечки воздуха. * О медицинской аптечке, аварийном знаке, колодках тогда и не знали пока их грамотеи от нечего делать не выдумали. Так бы подумали сами, как оказывать помощь без медицинского образования. Аварийный знак тоже вызывает сомнение в своей необходимости, такую громадину со светоотражающими фонарями прекрасно видно в любое время суток. * К исходу третьего дня я был готов к прохождению технического осмотра, автомобиль блестел и даже знак автопоезда светился новыми стеклами фонарей. Утром выложил техталон на видное место, завёл мотор и поехал занимать очередь для проверки машины сотрудниками ГАИ. Как только я выехал на верхнюю стоянку, автомобиль остановился как вкопанный. Я попробовал стартером завести мотор, но он не запускался, всё становилось ясно, двигатель заклинил. Наш тягач ЗИЛ – 157 утащил мою машину на стоянку, где я отцепил полуприцеп. Потом он отбуксировал мой тягач в моторный цех. Начальник мастерской пообещал дать двигатель с капитального ремонта, только попросил постараться успеть провести работы по его монтажу и демонтажу к концу техосмотра и пройти годовой осмотр. Коэффициент технической готовности, спущенный управлением надо выполнять, а - то премия для ИТР может попасть в другое подразделение. * В нашем Западно - Сибирском автомобильном управлении был свой ремонтный завод, где и ремонтировали моторы. Правда они больше старались на городской пассажирский транспорт, но и нам грузовикам кое – что доставалось. И так время работало против меня, а я старался успеть пройти заветную черту перед КП нашего автотранспортного предприятия. Я переоделся в комбинезон, сунул ноги в любимые кирзовые сапоги. Солдатские кирзовые сапоги очень удобны и защищают ноги от простуд и травм. Процесс замены двигателя после моего переодевания в автомобильные слесаря пятого разряда начался. Первым делом начал снимать воздушный фильтр, карбюратор и бензонасос. Гайки болты и другие крепёжные детали складывал в ведро. Следом пошло электрооборудование; трамблёр, провода высокого напряжения, катушка зажигания и генератор. Навесное оборудование было намного тяжелей; компрессор с кронштейном, водяной насос с патрубками и насос гидравлического усилителя рулевого механизма с ремнями. Благо снимать оборудование двигателя на Колхиде легче, чем на других машинах, потому что кабина поднимается и освобождается доступ к мотору. Самое противное и неудобное дело это возня с трубами глушителя. Они прикипают к выпускному коллектору, а болты крепления вообще невозможно открутить. Зачастую их приходилось выламывать с помощью воротка и головки из набора водительского инструмента. Во время этой процедуры грязь сверху попадает в глаза и это очень неприятно. Лежать на грязном бетонном полу, тоже мало хорошего. Наконец трубы глушителя освобождены и их отводишь в сторону. Теперь надо снимать коробку переменных передач, агрегат имеет не малый вес. На поточке имеется приспособление для снятия коробок. Называется этот помощник вертолетом, почему никто объяснить не мог. Наконец коробка на полу, и очередь за болтами крепления самого двигателя. Откручиваем реактивную тягу и снимаем четыре болта. На двигателе имеется два специальных крепления под крюки. И вот он момент окончания демонтажа, двигатель подцепляется двумя крюками и с помощью тельфера поднимается и устанавливается около машины. * Теперь надо искать Семерякова с его погрузчиком и везти двигатель с капитального ремонта в моторный цех. Тут проблем немного и вот два мотора стоят перед моим автомобилем. Один сияет краской серебрянкой, другой спокойным рабочим состоянием. Конечно, по гостам покраска двигателя должна осуществляться Эмалью – НЦ 5123, 624с с предварительным нанесением грунта ГФ – 20 НЦ – 081, но за неимением вышеперечисленного на ремзаводе накладывают краску на основе алюминия, дёшево и сердито в простонародье имеющей название серебрянка. На месте крепления карбюратора жестянка опечатанная пломбой, это ограничитель подачи бензино - воздушной смеси. Чтобы водитель не угробил двигатель во время обкатки. Вот и первый день закончился моего пребывания на ремонте. * Вечером смотрю на некоторых счастливчиков прошедших техосмотр и завидую им вполне искренне. Руки мои черны от мазута, теперь их долго не отмыть, а впереди ещё много работы. Вечером на удивление вместо балета «Лебединое озеро» показывают сериал, поставленный в ГДР «полковник оберст Хаген» в названии явно масло масляное. Но на удивление телефильм явно удался и нововведение в повествовании несколько серий. Смотреть войну с другой стороны весьма поучительно и занимательно. * После некоторого отвлечения в другой мир, снова мрачный моторный цех с пылью на потолочных фермах и масляными разводами на цементном полу. Крышка бензобака на моей машине открыта, кто – то пользовался топливом и это в порядке вещей, поделись с товарищем. Баки на Колхиде на 125 литров и весьма неудачные, может из – за конструкции рамы, или от некачественного металла, пошедшего на их изготовление. Они часто лопаются, и приходиться производить пайку трещин в медницком цехе. Процесс ремонта топливных баков весьма трудоёмкий, если заварить автогеном. Надо в течение двух часов бак выпаривать выхлопными газами от автомобиля, чтобы он не взорвался в сварочном цехе. Я закрыл крышку бензобака и начал сборочные работы на двигателе. Работы те же самые только в обратном порядке. Часто приходиться отвлекаться на мелкие неурядицы, то резьба забита на шпильках, то резьба другая. Крышки клапанного механизма имеют затрапезный вид, масляные прокладки самодельные из простой резины. Коллектора вместо двух болтов крепления выхлопных труб имеют новую модификацию с тремя шпильками. Только успевай разворачиваться и исправлять недоделки и менять детали при сборке. * К вечеру дома мне уже было не до сериала, только покушал и сразу уснул. На следующее утро в последний день техосмотра я уже завершал работы по установке мотора. Оставалось, как говориться пустить дым. Наконец я накачал бензонасосом бензин и выставил трамблёр с небольшим опережением. Двигатель при помощи стартера не проворачивался, пришлось опустить кабину и помогать ручным стартером. У привлечённого слесаря явно недоставало опыта крутить рукоятку, да и силёнок тоже. Я попросил сесть за руль Виктора Баженова тоже водителя Колхиды. Вдвоём мы справились, и машина приятно взревела, а Виктор поставил газ на средние обороты. Пуск нового двигателя даже с капитального ремонта всегда приятное событие. Шофера поздравляют и довольные говорят «ну наконец, пустил дым». Запах даже от выхлопных газов радовал и давал понять, что мой автомобиль ещё покрутит землю. Я поднимаю кабину и проверяю утечки масла и воды, вроде всё в порядке не капает и не льётся. Откручиваю пробку радиатора, вода стоит на одном уровне, только немного замутнена масляными радужными пятнами. Это последствие смазки резиновых изделий незаменимым солидолом. Чуть сыреют деревянные пробки на водяном насосе и на впускном дюралевом трубопроводе от насоса. Самое основное проверить, нет ли течи масла из - под центрифуги. Прокладки зачастую самодельные, да и заводские не лучшего качества. Первое время мотор может греться, пока приработается поршневая группа и коленчатый вал с вкладышами. Для исключения перегрева вставляют шланг в радиатор, и вода стекает из открытых сливных краников постоянно холодная. Порой двигатель прирабатывается по нескольку часов. Это проверяется простым запуском от стартера. Приходиться приглашать автоэлектрика, чтобы отладить работу трамблёра и установить правильно зажигание. Следующим обязательным действием идёт регулировка клапанов. Моторист на ощупь с помощью ключа и отвёртки производит регулировку. Ну а я кручу пусковую рукоятку по его команде. Резиновые прокладки под крышку клапанов тоже очень добротные, приходиться их затягивать до упора и даже срывать резьбу шпилек. Со свечами зажигания бывает тоже много проблем. Несёшь их к Ивану Гаврилычу на поточку и он на пескоструйке чистит их и делает правильный размер между центральным электродом и боковым электродом. Бывает, что свеча совсем не работает из – за изолятора или по другим причинам работает с перебоями. Особенно быстро выходят из строя свечи восьмого и четвёртого цилиндров. Снимать и ставить свечи зажигания на штатное место не очень удобно. Иногда грязь и абразивные частицы мешают попасть по резьбе и бывают случаи её нарушения. Тогда идёшь в токарный цех за метчиком и латунным переходником. * В конце рабочей смены на второй день моих мытарств и творческих изысканий я выгнал машину из моторного цеха и прирабатывал двигатель. Поставил машину на встречный ветер, для дополнительного охлаждения. Специальной палочкой выставил газ чуть ниже средних оборотов. Ручка управления дроссельной заслонкой практически не работала, панель кабины была из тонкого металла и при её открытии самостоятельно возвращалась на своё место. И так с тягачом я закончил, теперь надо осмотреть полуприцеп. Какой - то нехороший человек срезал брызговик вместе с задним фонарём. « Опять двадцать пять» была такая юмористическая передача на радиостанции Маяк, теперь у новых ведущих на такие приличные передачи не хватает пороха. Мне, правда, было не до юмора, где искать кусок транспортёрной ленты, для брызговика. Тут на моё счастье помог мой хороший товарищ мастер с текущего ремонта Александр Петрович Федорук. Он выдал из своих запасов кусок ленты и даже помог прикрутить её на место. Довольный я пошёл в инструменталку за задним фонарём к тёте Маше Шариковой. Она мне немного симпатизировала, в свое время я ей помог вывезти урожай картофеля с поля. И вот в моих руках фонарь заднего вида, изготовленный силами нашей славной ремонтной мастерской. Стекло выдавлено под прессом и выкрашено красной краской. Этот самый фонарь предназначен для освещения номерного знака, кроме того он используется как габаритный фонарь, стоп сигнал и для обозначения поворота. Теперь я спасён, но фонарь на место не ставлю, побаиваюсь и оставляю установку до завтра. * Ранним утром я уже копаюсь у своей машины. Сегодня последний день годового технического осмотра транспорта нашего предприятия. Вроде всё мною продумано и приготовлено к прохождению. Рассчитываю время прохождения и переезжаю на верхнюю стоянку. Двигатель должен быть холодным, заставят заглушить, а он без дополнительного усилия, то есть без пусковой рукоятки не заведётся. Поэтому в первые ряды лесть не стоит, гаишники не будут интересоваться, что мотор с капитального ремонта. Правила гласят, двигатель должен запускаться без особых усилий. Пока стою в сторонке и смотрю, как проходят другие. Вот подходит время обеда для проверяющих. Видно, что гаишники и дружинники им помогающие, явно устали, да и люди привыкли к распорядку дня. Вот тут и настало моё время показать свою несравненную Колхиду. Я завожу мотор, накачиваю воздух в тормозную систему и воздушные ресиверы. Теперь мой черёд. Надо пройти осмотр, с первого предъявления, чтобы не ехать на неделе в ГАИ. Затем мучительно томиться у здания инспекции, в ожидании официального лица. Я подъезжаю и немного с особым шоферским форсом притормаживаю ровно за один метр до уважаемого сотрудника милиции. Похоже, мне простили мою лихость, я увидел улыбку на лице седого капитана. * Начинается обычная проверка автомашины. Доходит дело до рулевого механизма, самого больного места в непростом автомобиле КАЗ – 608. Тут сколько не бились ремонтники и водители дополнительного люфта не избежать. Капитан знает об этом и в основном смотрит за чистотой тяги. Понятно, что если водитель не допускает подтёков масла, он и за техническим состоянием следит не спустя рукава. Наконец капитан забирает техталон и машет рукой, разрешая мне покинуть участок осмотра транспорта. Я пытаюсь запустить мотор, но стартер как назло издевается в такой ответственный момент и с трудом проворачивает маховик. Пот пробивает всё моё тело, но тут как раз ключевой момент, двигатель запустился и я, вздохнув с облегчением, выезжаю за ворота. * Можно конечно идти домой, но мне не терпится поехать на линию. В мои годы каждый выезд на машине был дорог, я познавал мир и учился жизни. Проезжая в день большие расстояния, моя душа вместе с телом тормозили движение времени и оставались всё это время молодыми. Диспетчер Марина выдаёт путевой лист и сочувственно переживает, возьмут ли меня в организации на работу. Марина молодая и красивая женщина имела в среде шоферов много поклонников её доброго и беззлобного характера. И так я получил путёвку и как можно быстрее двинулся в сторону назначенной мне для работы организации. Доехал я быстро в те времена, когда думали об экономике государства, иностранных машин не было в помине. На дорогах было просторно как на улице Дерибасовской в жемчужине у моря. * Это было одно из строительных управлений нашего города Новосибирска. Оно числилось по - моему под номером один, и кроме строительства оно занималось ремонтом различных сооружений. Отдел снабжения находился наверху, а сама контора внизу под горкой. За старинным столом эпохи дяди Джо сидел солидный мужчина, подложив руку под голову, тихонько дремал. Услышав шум стула, на который я изволил присесть, он мгновенно очнулся и хотел оскорбиться словесно. Но увидев меня постороннего человека, произнёс - Приходите, завтра с утра, время приёма заявок на сегодня закончилось. - Когда он узнал что я по транспортному делу немного оживился и с издёвкой заявил, - а пораньше ты не мог пригнать свою каракатицу, работяги все уже на участках. Я начал изворачиваться и постепенно мы пришли к единому мнению о моей не виновности. Ладно, смягчился начальник, езжай под кран есть работа. * Там на высоте птичьего полёта, в будке крановщика, дремала довольно фигуристая дама. Попробуйте каждый день подниматься на кран, и вы тоже будите иметь такую фигуру. Тут я исполнил роль стропаля, и легко подсунув стропы под оборудование в громадной деревянной упаковке, крикнул крановщице вира. И быстро полез в кузов принимать груз, опять же надо установить оборудование ровно и на прокладки, чтобы вытянуть стропы. Ну и затем крикнуть заветное слово майна, чтобы крановщица поставила груз на пол полуприцепа. * Моё опоздание нарушило планы отдела снабжения. Простояв некоторое время во дворе управления, я был отпущен до завтрашнего утра. На следующий день я раньше всех прибыл к строителям и дожидался начальника снабжения в будке сторожа. Сторож приличный мужчина без видимых вредных привычек, бодро объяснял мне важность моей поездки. Правда он не говорил, куда мне предстоит отправляться и вести груз, лежащий в кузове. За пять минут до начала работы управления подошёл экспедитор и сразу полез в кузов для проверки деревянной упаковки. Спустившись на землю, он ничего не сказал, но было понятно, что с грузом всё в порядке. Потом стали прибывать сотрудники управления и стало довольно шумно, наступила обыкновенная рабочая обстановка. Женщины стали обсуждать покупки и последние крики моды, а мужчины усердно дымили в курилке, ведя разговоры о политике. Наконец начальник снабжения вышел с планёрки от начальника и начал раздавать задания на сегодняшний день. Я не стал слушать распоряжения руководства и пошёл разогревать машину. Понятно было, что скоро отправимся в путь выполнять задание начальства. * Экспедитор мой был немного глуховат, приходилось повышать голос при разговоре. Он сказал, что надо ехать на дачи в Заельцовский бор. Как я знал, да и многие шофера, обкомовские дачи особо выделялись. Даже на повороте к ним стояло здание для сотрудников ГАИ, прямо перед городским кладбищем. И так я поворачиваю по главной дороге налево по дорожному знаку, и мы едим по сосновому бору. Дороги тут не в пример городским, ровные и ухоженные, моя Колхида сама увеличивает скорость. Эталонная дорожная полоса выводит нас к довольно серьёзным воротам и зданию контрольного пункта. Экспедитор тормошит моё плечо и просит посигналить, чтобы открыли ворота. Я не решаюсь на нарушение, видя перед собой знак запрещающий подачу звуковых сигналов. Тут дверь открывается и появляется довольно крепкая фигура в приличном костюме и модном галстуке. Я иду ему на встречу и объясняю, что мы привезли оборудование, для ремонта. Он, оглядев мой, не первоклассный автомобиль говорит, что такое страшилище через главные ворота ни за что не пропустит. Но как всегда есть выход из положения, говорит он - езжайте через другие ворота только не забудьте завязать верёвку после, как въедете на территорию. * Мы движемся по лесной дороге вдоль солидного забора, оберегающего покой руководства нашей области. Вот и хозяйственный въезд тут всё просто льняная верёвка служит надёжной преградой от злоумышленников. За въездом никто не следит, и мы спокойно въезжаем на территорию дачи. Подъезжаем к постройкам и ждём, когда кто ни будь к нам подойдёт из строителей. Так было оговорено перед отъездом на объект. Подозрительно никто к нам не выходит. Экспедитор начинает волноваться и решается на поиски ответственных лиц или телефонного аппарата. Время подходит к обеду, и я тоже начинаю беспокоиться. У проходящего мимо работника узнаю, где можно пообедать. Для простонародья была устроена небольшая столовая. Я быстро разобрался в обстановке и буквально по запаху нашёл объект питания. В небольшом зале, довольно прилично обставленном несколько столиков, как в кафе. Что удивительно посетителей обслуживает официантка. Меню на столах не было, ассортимент блюд был для всех один и тот же. Правду, говоря, в столовой на второе давали гречку, в то время довольно дефицитный продукт питания. Музыкального сопровождения не было. Но зато сплетни слышались с соседних столиков. Моложавая горничная делилась тайно от всех секретом со своей напарницей. Оказывается жена первого, приласкала её по пухленькой щёчке за помятую наволочку. Да уж подумал я, что только не наговорят люди. Пожалуй, надо скорее заканчивать с обедом. Я думал, что обед влетит мне в копеечку, а взяли один рубль, тоже не плохо. Теперь подумал я можно спокойно ждать, когда нас призовут и начнут разгружать. * Но не тут - то было, прибежал весь в мыле экспедитор и сообщил, что мы не туда заехали. Надо скорее отсюда выбираться, а то загребут, и замучаешься отписываться. Второй раз мне не надо повторять, понимая напряжённость обстановки я уже не шёл вразвалочку а припустил бегом. Колхида тоже почувствовала некоторую нервозность людей и завелась с пол оборота. Когда мы завязывали верёвку на воротах, настроение было ещё не важное, но когда отъехали от дачи десяток километров немного успокоились. Вот так я побывал на обкомовских дачах событие можно сказать не ординарное. А вообще - то куда я только не ездил на своей несравненной Колхиде. Много воды утекло с тех пор, но четыре года проведённые за рулём КАЗ - 608 запомнились на всю оставшуюся жизнь. * Мне кажется, что шоферам прошедшим суровую школу на таком автомобиле можно потом доверять любую технику. Да и на месте определённых органов, я бы давал колхидчикам медали за храбрость. Как только не называли эту машину, но у меня всё равно остались к ней добрые чувства. И до боли было обидно видеть, как Колхида стоит в калашном ряду с откинутой навзничь кабиной. На нашем предприятии её называли «Горный тягач», «Коза», «Деньговоз». Некоторые люди с поэтическим даром даже сочиняли стихи «Нет страшнее волка, рыси, чем машина с Кутаиси». Но это конечно лирика, а свою роль в поднятии народного хозяйства этот автомобиль выполнил. За что ему большое народное спасибо. * После того как меня перевели водителем на Зил – 130, мне удалось увидеться с Опалёвой Наташей. Мы ехали в одном автобусе, который в простонародье называли «луноход». Наталья Алексеевна мне сказала, - её за хорошую работу перевели в отдел Давыденко Фёдора Зиновьевича. - Экономический отдел вёл серьёзную работу анализа деятельности подведомственных предприятий. Для этого работники отдела принимали отчёты от предприятий ЗСТТУ. В отчётах вырисовывалась картина работы предприятий. Недостатки и недочёты разбирались, и вырабатывалось решение, как в дальнейшем должна, организованна деятельность транспорта. За основу брался опыт работы передовых предприятий. Выделялись опытные директора, такие как Калинин Михаил Егорович. В общем, шла толковая творческая деятельность. В управлении качественно менялся автомобильный парк, и у водительского состава повышалась квалификация.

Авто
5,66 млн интересуются