А вместе с этим и комфорта.
Показателем экономики в стране и уровня жизни её граждан можно считать коэффициент количества автомобилей на одну тысячу населения. Особенно если относиться к автомобилю не как роскоши, а как к средству передвижения.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
Недавно проведённый соцопрос выявил, что собственной машины не имеет только одна треть граждан России в возрасте старше 18 лет.
Сейчас российская экономика далеко не идеальна, и цены на автомобили постоянно растут. Обслуживание автотранспорта тоже всё дороже и дороже.
О том, как эти тенденции скажутся на возможности и желании россиян иметь личный автотранспорт, ForPost узнавал у экспертов.
А что в статистике?
Статистические данные хоть и не первой свежести, но всё же очень хорошо отражают мировой уровень автомобилизации. В среднем в развитых странах количество автотранспортных средств на 1 тыс. человек вместе с детским населением превышает 500 штук.
По данным 2019 года, на одну тысячу населения США приходилось 838 авто, 561 машина приходилась на тысячу населения Германии, на одну тысячу ильянцев — 625, а во Франции — 478 единицы транспортных средств. Российский показатель соответствовал 381 автомобилю на тысячу человек.
Но пределы автомобилизации не безграничны, считает старший менеджер консалтинговой компании A.T. Kearney Дмитрий Коляков. Иметь по паре машин на каждого члена семьи, конечно же, непрактично. Поэтому цифра 800 автомобилей на 1000 населения является как бы естественной границей даже для стран с очень автомобилизированным образом жизни. К примеру, для Америки, объясняет эксперт.
Ещё по теме: «Народный» автомобиль за 500 тысяч: реальность или популизм?
Куда катимся?
Конечно же, с 2019 года перемены произошли не только во всём мире, но и в нашей стране.
По словам заместителя главного редактора издания «За рулём» Игоря Моржаретто, Россия по уровню автомобилизации всегда отставала от развитых стран. Разрыв с Европой составлял примерно 50%, с Америкой — ещё больше. Был даже такой период времени, когда мы догоняли Запад. Ну а сейчас, вероятно, кривая уровня роста количества автомобилей личного использования не только замедлится, но и поползёт вниз.
В России сегодня эта цифра составляет около 350 машин на 1 тыс. человек.
В прошлом году этот рынок просел почти в три раза. Автомобилей было продано втрое меньше обычного. В прошлые годы в среднем реализовывалось около 1,6 млн автомобилей. В 2022-м приобрели всего 630 тысяч единиц. Между тем и текущий год вряд ли будет удачным из-за неустойчивости рубля и, возможно, повышения утилизационного сбора», — отметил автоэксперт.
Ещё по теме: Авторынок в России восстанавливается, но машины скоро подорожают на 15%
Стереотип рулит
Кандидат экономических наук Михаил Беляев отмечает, что в российском обществе сложился определённый психологический стереотип автомобиля как предмета первой необходимости. Люди хотят обзавестись собственным автотранспортом, даже если это очень подержанная и недорогая машина.
Возможно, для некоторых из них это вопрос определённого статуса. Вероятно, именно это частично и является причиной всплеска автокредитования при росте цен на автомобили и общем падении доходов населения. И прежде чем наши граждане начнут относиться к личному транспорту как к обычному способу передвижения, вместе с общественным транспортом, такси и каршерингом должно смениться ни одно поколение.
Хотя при негативных тенденциях на отечественном авторынке некоторое количество россиян с покупкой автомобиля повременит до лучших времён.
Главный редактор журнала «За рулём» Игорь Моржаретто отмечает, что в России пока нет тенденции к отказу от автомобиля вообще. Но люди всё же начали избавляться от второй машины в семье, поскольку обслуживать и содержать её считают дорогим удовольствием.
Говоря проще, именно вторая машина воспринимается сейчас как роскошь. И, вероятно, именно эта тенденция и будет нарастать, добавил он.
Ещё по теме: «Эффект гречки»: россияне кинулись скупать новые машины, даже не имея денег
Странности политики
В больших городах на отказ от личного автотранспорта влияют не только экономические факторы, но и несколько странная политика местных властей, считает координатор общественного движения автомобилистов «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.
В России очень стараются увеличить рост уровня продаж автомобилей. При этом почему-то делая платными парковки. К примеру, стоимость всех парковок в центре Москвы — 450 рублей в час. И нет никаких гарантий того, что к Новому году этот тариф не станет ещё выше.
Поэтому ездить на работу, используя личный автомобиль, могут только люди, имеющие соответствующий доход, либо сотрудники предприятий, где есть бесплатная офисная парковка.
Опять же, существует проблема парковки личных авто возле места проживания собственника. Ранее были снесены все гаражи, построенные в советское время. Однако мест под стоянку как не хватало, так и не хватает. Всё это вместе взятое заставило большую часть московских автовладельцев пересесть на общественный транспорт. Но это очень затруднительно: часто расписание движения общественного транспорта не корректно, да и удалённость остановок от необходимых мест оставляет желать лучшего.
Кроме этого, Каблинова считает, что такое отношение к проблеме — это целенаправленная политика местных властей по снижению количества личного автотранспорта.
«Автомобилистов как будто «выдавливают» из города. Недавно московская ГИБДД сообщила, что планирует организацию «островков безопасности» для пешеходов возле подъездов домов. Поэтому часть машин из дворов нужно будет убрать. А куда их убирать?» — задала риторический вопрос Каблинова.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.