Найти тему

Развитие или адаптация: меняющийся человек в меняющемся мире

Время, когда человек мог родиться, вырасти и умереть, не заметив ничего особенного в окружающей реальности, осталось в прошлом. Наступил век стремительных изменений.

Время, когда человек мог родиться, вырасти и умереть, не заметив ничего особенного в окружающей реальности, осталось в прошлом.

Наступил век стремительных изменений. Адаптироваться к реальности становится все сложнее. Человеку приходится приспосабливаться к самому себе, живущему в постоянно меняющемся мире.

Что делать – развиваться или адаптироваться? Обсудили с клиническим психологом, кандидатом психологических наук, экзистенциально ориентированным гештальт-терапевтом, автором программы «Гештальт-терапия» Еленой Калитеевской.

«Мир сейчас кардинально изменился, и нам надо понять, как нам с этим всем обходиться, оставаясь людьми. Поддерживать у людей осознание возможности нормальной и интересной жизни на сложном социальном фоне является важнейшей задачей психотерапии», – объяснила гештальт-терапевт.

Адаптация или развитие?

Адаптация уже включена в развитие. Мы осваиваем новое и оно становится нам знакомым. У нас появляется понимание, что это хорошо. Ведь «новое» уже устоялось. Мы можем оценить его продуктивность и эффективность.

«Другие люди смотрят на нас и говорят, что мы хорошо адаптировались к ситуации. Есть ясные правила, как адаптироваться в различных ситуациях. Мы всегда адаптируемся, но когда мы только адаптируемся, мы как будто не развиваемся», – прокомментировала Калитеевская.

Экзистенциальный психолог Сальваторе Монде говорил, что если мы смотрим в прошлое – мы выбираем неизменность, а если мы смотрим в будущее – мы выбираем неизвестность. Если мы смотрим в прошлое, мы встречаемся с чувством вины. Если мы смотрим в будущее, то неизбежно встречаемся с тревогой.

«В этот момент решаем этот основной вопрос развития или адаптации. Мы оглядываемся на прошлое, мы пытаемся удержать некоторую меняющуюся картину реальности, хватаясь за нее, клея эту карту бесконечно. Или мы идем в неизвестность, в будущее, преодолевая страх с любопытством, мы рискуем жить, а не просто доживать», – пояснила гештальт-терапевт.

Человек обречен на развитие. Реальность меняется, а вместе с ней меняемся и мы. Нам все время приходится искать новые способы, как к этому творчески приспосабливаться.

«Когда начинаешь говорить про творчество, многие люди отвечают: оставьте нас, пожалуйста, в покое. Потому что творчество высоко коррелирует с неопределенностью. Или они говорят: мы устали от неопределенности, дайте нам немного безопасности и определенности, мы хотим в ней пожить. Потому что старые смыслы уже ушли, но новые еще не родились. Люди устали и начинают воспринимать достаточно болезненно, что сейчас надо творчески развиваться на этом сложнейшем социальном фоне», – отметила Калитеевская.

Большинству людей хочется комфортной зависимости и адаптации. Хотя есть и те, кому все-таки интересно. Именно для таких людей работает гештальт-подход. Гештальт-терапия – это экзистенциальный феноменологический подход, который ориентирован на поддержку развития человека через пробуждение у этого человека чувствительности к качеству присутствия своей собственной жизни.

«Мы рассматриваем бытие человека в мире только для человека. Собственное бытие является проблемой. Слон не тревожится, что он слон, бабочка не думает, что она бабочка. Жираф как-то не очень сильно возмущается, что он же жираф. Только человек все время хочет казаться кем-то другим, быть кем-то еще, куда-то стремиться. И человеку мы можем помочь», – объяснила гештальт-терапевт.

Подробнее об авторской программе Елены Калитеевской «Гештальт-терапия» смотрите по ссылке