Найти в Дзене

Как построить процесс адаптации в компании?

Оглавление

В чате одного HR сообщества попался такой запрос и в этой статье приведу свой ответ и некоторые мысли на тему.

Просто получить действующую адаптационную программу из какой-либо компании идея с очень небольшим шансом на успех, т.к. адаптационная программа - это сборник материалов направленный на адаптацию нового сотрудника к реалиям жизни в конкретных компании и проекте. Как правило это информация представляющая коммерческую тайну, поэтому ниже приведу основные принципы на которых может строится такая программа

Цели программы

Адаптационная программа нацелена на адаптацию нового сотрудника к реалиям компании и проекта, на который он выходит работать, на успешное прохождения новым сотрудником испытательного срока, а также его адаптацию в новом коллективе.

Этап до трудоустройства

В связи с этим можно сказать, что адаптация должна начинаться уже на этапе HR собеседования. В компаниях, где процесс HR собеседования ставлю я, как правило, они длятся не менее часа, потенциальный сотрудник опрашивается о предыдущем опыте, выявляются его мотивация, важные для него аспекты работы и командного взаимодействия.

На данном этапе важно предоставить ему реальную информацию о проекте, где придётся работать, составе команды, задачах, которые ему придётся выполнять и теми, что стоят перед проектом. В случае недоработки на данном этапе у кандидата могут сложится нереалистичные ожидания, что часто бывает причиной провала испытательного срока в силу разрыва между ожиданиями и реальным положением дел на проекте и в компании.

На техническом собеседовании происходит знакомство с будущим руководителем, более детальное знакомство с проектом, задачами и проблемами. Также формируется представление об экспертизе компании и требованиях к квалификации.

Важно понимать, что то, как вы информируете кандидата о каждом следующем этапе, с какой скоростью они проходят - все это влияет на выбор кандидата в пользу вашей или другой компании, а также на последующую адаптацию и готовность приходить к вам с вопросами в случае затруднений.

После того как принято решение о работе с кандидатом, проговариваются шаги, которые его ожидают дальше (к,ак происходит оформление, как проходит обмен документами, что ждёт кандидата в первый день работы и т.д.) и высылается предложение работы.

Когда кандидат его принимает, запускается работа по подготовке аккаунтов, назначаются встречи первого дня: вводная беседа с HR специалистом и ментором с проекта, где сотруднику предстоит работать.

Испытательный срок

В первый день на встрече с HR специалистом происходит подробная презентация новому сотруднику компании, ее проектов, процессов, выдаётся Welcome book - справочник, который рассказывает о ценностях компании, процессах, к кому идти с вопросами, как решаются различные ситуации (отпуск, больничный, повышение зарплаты, смена проекта).

Также в первый день проходит беседа с техническим специалистом ответственным за адаптацию в проекте: ещё более детальный рассказ о проекте, определение задач на испытательный срок, ответы на вопросы.

В течении первой недели проводятся ежедневные короткие созвоны с HR специалистами, на которых сотрудник получает ответы на вопросы и решаются возникшие трудности.

По окончании первой недели статус снимается раз в неделю текстом, решаются возникшие вопросы

В конце испытательного срока проводится оценка работы, оцениваться выполнение задач запланированных на испытательный срок. Рассматривается, в каких аспектах работы все удалось хорошо, а над чем стоит ещё поработать, выдаются рекомендации.

Выводы

Таким образом, адаптация персонала - комплексный процесс, который начинается еще до трудоустройства сотрудника и обязательно должен отражать индивидуальные особенности ваших компании и проекта.