Найти в Дзене

КАК УЧИТЬСЯ, УЧИТЬ И ЖИТЬ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Оглавление

Гениями рождаются? Математика и девочки несовместимы? Можно ли натренировать мозг? Как относиться к ошибкам? На эти и многие другие вопросы дает ответы автор книги «Безграничный разум» Джо Боулер - известный математик и нейробиолог.

Мозг чрезвычайно изменчив

Мало кто осознает, насколько наш мозг изменчив. Многие убеждены, что математические или художественные способности даются нам от рождения. А из этого вытекает опасное и крайне вредное убеждение – «у меня нет способностей, поэтому зачем мне вообще стараться?».

Одно из главных научных открытий последних десятилетий – это нейропластичность-мозга. Оказывается, самый важный и по-прежнему малоизученный орган нашего тела подвижен, постоянно меняется, а каждый из нас может как способствовать его быстрому росту, так и стремительной деградации.

-2

Открытие во многом стало возможным благодаря лондонским таксистам. Тем самым, что водят знаменитые черные кебы. Не поверите, но, чтобы стать водителем кеба, надо сдать сложнейший экзамен. Кандидаты должны по памяти знать местонахождение 25 тысяч улиц и примерно 25 тысяч объектов в Лондоне. Невероятно? Да! Но это правда. Средний водитель кеба сдал экзамен с седьмой попытки, а на подготовку нередко уходит несколько лет.

Когда водителей поместили в аппарат МРТ, то неожиданно обнаружили, что у них те доли мозга, которые отвечают за пространственное мышление и запоминание, значительно больше, чем у других людей. А вот когда таксисты уходят на пенсию, то эти части мозга у них уменьшаются и приходят в обычное состояние.

Другими словами, мозг фактически можно «накачать» как разные мышцы тела. Наш мозг меняется буквально каждый день.

Книга Джо Боулер выполняет функцию «прочистки мозгов» и способна избавить от стереотипов и предубеждений. На примерах самых обычных людей и научных исследований автор доказывает, что мозг имеет практически безграничные возможности.

Например, вы думаете, что с абсолютным слухом можно только родиться? Один японский психолог с помощью простого метода быстро натренировал класс из 24 детей так, что у каждого развился идеальный слух.

Важнейший вывод такой – при желании и правильном подходе наш мозг, а значит любой из нас может добиться самых больших высот.

Знаю, что кто-то скептически к этому отнесется. Это нормально. Даже выдающиеся ученые долго не могли принять идею нейропластичности. И да, конечно, никто не отменял влияние врожденных факторов. Однако наш разум поистине не знает ограничений.

Девочки + математика = ?

-3

Большинство из нас абсолютно уверены, что математика, информатика и физика – это науки для мальчиков и мужчин. Что женщины и точные науки совместимы так же, как молоко с огурцами, т.е. никак.

Множество исследований подтверждают, что результаты мальчиков и юношей в различных математических тестах и упражнениях заметно лучше, чем у девочек и девушек. В то же время исследования показывают, что во многом это связано с предубеждениями и стереотипами педагогов и родителей. В обществе есть мнение, что точные науки – это неженское дело. А раз так, то поощрять девочек в математике не стоит.

И это большое заблуждение. Среди нескольких сот американских профессоров провели опрос – нужен ли в вашей области для успеха талант и дар? И вот удивительная закономерность – чем больше ученых были убеждены в том, что врожденные способности крайне важны, тем меньше женщин было в этой области науки. Подавляющее большинство больших умов в информатике, физике и математике уверены, что без одаренности в их деле никуда.

«Мы располагаем большим количеством данных, доказывающих – те, кто полагает, что мышление человека не поддается изменениям и что талант – это врожденное качество, также полагают, что мальчики и мужчины более одарены, чем девочки и женщины», - пишет автор книги. Одновременно и поразительно, и смешно то, что если проанализировать поисковые запросы в Google, то окажется – запросов «мой сын одарен?» в два с половиной раза больше, чем запросов «моя дочь одарена?». Хотя абсолютно очевидно, что потенциал обоих полов одинаковый.

Пример выдающегося иранского математика Мариам Мирзахани только подтверждает это. Именно она стала первой женщиной, получившей Филдсовскую премию (Нобелевскую премию в математике), вдохновив тысячи девочек по всему миру заниматься математикой.

Получается, что в обществе есть предрассудки – мы думаем, что мальчики более склонны к точным наукам, мы верим, что мальчики чаще одарены с рождения, поэтому активнее поощряем их, уделяем больше внимания. Мы также верим, что эти дисциплины не для девочек, поэтому пытаемся заинтересовать их другими, более «женскими» направлениями. В экономике это называется самосбывающееся пророчество.

К тому же нельзя забывать про эффект моды и группы. Если девочка видит, что в мире математики одни мужчины, а среди ее подруг никто «царицей наук» не интересуется, то со временем и ее интерес быстро иссякнет.

Так что в нашей формуле вместо вопросительного знака вполне можно написать «любовь» или «успех».

Ошибки – это хорошо!

-4

Да-да, именно так! В ходе одного из исследований ученые попросили участников эксперимента пройти тест, а в это время активность их мозга сравнивали с помощью МРТ. Вывод был неожиданныймозг более активен, развивается и растет, когда человек совершает ошибку, нежели, когда выдает верное решение.

Чтобы ученики развивались, им необходимо искать ответы на вопросы, которые представляют для них трудность, находясь на грани их понимания. Крайне важно создавать среду, в которой ошибки не воспринимаются как абсолютное зло. Ошибки – часть учебного процесса. И когда учителя поощряют учеников не бояться ошибок и преодолевать трудности, это дает детям чувство невероятного облегчения и раскрепощения. Страх перед ошибками и низкими оценками сковывает и ограничивает.

Что же, если я говорю, что трижды два это десять, то мой мозг будет развиваться? Нет! Не будет. Это намеренная и осознанная ошибка, когда человек знает правильный ответ. Если же ребенок ошибается, а потом учитель просит его пересмотреть задание и найти ошибку, или еще раз объясняет правило и просит найти ее, то школьник исправляется, учится и продвигается дальше.

Вот почему так важно не ставить жирные двойки и превращать тетрадь с контрольной работой или домашним заданием в «красное месиво», а отмечать зеленой ручкой задания или предложения с ошибками, добавляя, например, это:

  • А сможешь найти здесь неточность?
  • Внимание! Внимание! В этом предложении нагло спряталась маленькая ошибка. Нашедшему – вознаграждение!
  • Прочитай-ка еще правило раскрытия скобок!
  • Уверен, что ты все исправишь, а я с радостью поставлю тебе «пятерку».
Книга Джо Боулер достойна, чтобы быть на книжной полке каждого педагога!

Учитель года России 2018

Алихан Динаев