Найти тему
The Mag

Пилот Dreamliner развеял главный миф о гражданской авиации

Оглавление

Узбекистан — до сих пор единственная страна в Центральной Азии, где эксплуатируют Boeing 787 Dreamliner. Мавлон Вахабов летает именно на этом самолёте. Он рассказал The Mag Business о преимуществах его профессии, какие вопросы задают ему пассажиры и об отношениях с системой автопилотирования.

■ Расскажите, как Вы стали пилотом и почему выбрали именно эту профессию?

Я влюблён в небо с самого детства. Когда мне было пять лет, мы с отцом отправились в моё первое путешествие, это была Саудовская Аравия. И мне тогда посчастливилось попасть в кабину пилотов! Представляете, какой восторг я почувствовал? Так я и обрёл мечту — управлять большим лайнером.

Сразу после школы решил поступить в авиационный лицей при Ташкентском государственном авиационном институте. Тогда узнал, что Uzbekistan Airways каждый год набирает курсантов для обучения в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУГА). Я решил попробовать свои силы, но, к сожалению, первая попытка не увенчалась успехом. У меня обнаружили искривление носовой перегородки (в детстве занимался боевыми видами спорта), а главное требование профессии — идеальное здоровье.

■ Расстроились? Очень!

Но не сдался. Про себя говорил, что добьюсь своей цели во что бы то ни стало. Чтобы не терять времени до следующего набора, поступил в Ташкентский государственный авиационный институт, учился на авиационного инженера и параллельно готовился к поступлению в российский вуз. За это время сделал операцию по исправлению носовой перегородки. И в 2006 году, успешно пройдя медицинское обследование и все вступительные экзамены, отправился на учёбу в Санкт-Петербург.

-2

■ Помните свой первый полёт?

Да, это были эмоции, которые останутся со мной на всю жизнь. Первым самолётом, на котором я взлетел в небо, был Ан-2. И я по сей день наслаждаюсь самим процессом полёта: движение по взлётной полосе, снижение для совершения посадки, маневрирование в районе аэродрома.

Спустя пять лет я с отличием окончил университет, вернулся в Ташкент и с 2011 года начал работать в Uzbekistan Airways. Сначала был вторым пилотом на пассажирском самолёте Ан-24, ещё летал на Ил-114. Но вскоре прошёл отбор на самолёты западного флота. Многие тогда подумали: как новоиспечённый пилот без должного опыта может освоить западную технику и выполнять международные полёты по всему миру? А я смог. Успешно прошёл переподготовку на Boeing 757/767 в Сеуле (Южная Корея), а спустя 2 года переучился на Boeing 787 Dreamliner в Шанхае (Китай).

■ Долго переучивались на Dreamliner?

Обучение длится 50–60 дней. Сперва теоретическая подготовка, затем работа на тренажёрах. До сих пор мы единственные в Центральной Азии, кто эксплуатирует Boeing 787 Dreamliner. Я очень благодарен руководству и в целом авиакомпании за то, что нам дали возможность освоить самые передовые самолёты. Так я стал командиром Boeing 787 Dreamliner в тридцать лет. Для меня это большая честь, а для многих моих однокурсников и друзей- пилотов, которые летают за границей, — это и вовсе мечта.

■ Какие особенности у Dreamliner Вы бы выделили?

По сравнению с предыдущими типами семейства «боингов», у этого есть много преимуществ. Например, в Dreamliner есть head up display. Эта система дублирует на мониторах основные характеристики: скорость, высоту и ускорение, что очень удобно при управлении. В кабине пилотов установлена специальная система увлажнения воздуха, которая делает комфортнее полёты на дальних рейсах. А ещё есть crew rest, где пилоты могут отдыхать по очереди. Например, при выполнении рейса в США у нас на борту два командира и два вторых пилота в составе экипажа, и перед полётом мы распределяем, кто на каком этапе будет отдыхать.

■ Какой Ваш самый длительный рейс на сегодня?

Ташкент — Нью-Йорк. В зависимости от погоды лететь 12–13 часов. В месяц выполняем по одному–два таких рейса.

■ А сколько вообще полётов в месяц?

У нас принято считать в часах. На данный момент примерно 80–90 часов.

■ Есть ли у Вас регулярные нормативы, которые нужно сдавать?

Нет, только медосмотр. Но если человек хочет как можно дольше проработать в авиации, он должен соблюдать режим питания и избегать вредных привычек, вроде сигарет и алкоголя. Как я уже говорил, здесь нужно иметь идеальное здоровье.

«В ПЯТЬ ЛЕТ МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПОПАСТЬ В КАБИНУ ПИЛОТА. ТАК Я И ОБРЁЛ МЕЧТУ — УПРАВЛЯТЬ БОЛЬШИМ ЛАЙНЕРОМ».
-3

■ У Вас были какие-то нештатные ситуации в воздухе?

Был в моей практике один такой случай, когда я выполнял полёт из Ташкента в Дубай. Я тогда работал вторым пилотом. При заходе на посадку у нас не выпустилось шасси. Мы с командиром приняли решение уйти на второй круг, встали в зону ожидания, выполнили чек-лист. Выпустили шасси с использованием аварийной системы. Всё закончилось благополучно, но я помню те ощущения… Самое главное в такие моменты — не растеряться. Мы выполняли всё по инструкции, у нас все возможные случаи описаны в документах. Каждые три месяца мы дополнительно занимаемся на тренажёрах. Отрабатываются все нестандартные ситуации, такие как пожар, отказ двигателя, невыпуск механизации или посадка на воду. Поэтому страха как такового не было, но не буду обманывать — переживали.

■ А пассажиры заметили, что что-то не так?

Это был грузовой самолёт, были только два инженера и пилоты.

■ А если не про нештатные ситуации, какой момент в карьере у Вас пока самый запоминающийся?

На этот вопрос сложно ответить. Человек, который проработал всю жизнь в авиации и сейчас находится на пенсии, скажет, что ни один полёт не похож на другой. В каждом есть свои особенности, запоминающиеся моменты, и каждый приносит мне особое удовольствие.

■ Есть люди, которые боятся летать. Что бы Вы им посоветовали?

Ко мне во время полётов иногда обращаются с вопросами. В основном пассажиры боятся турбулентности. Я им стараюсь объяснить, что бояться этого не стоит, так как перед каждым полётом мы получаем метеоинформацию, на каком участке в течение рейса возможна турбулентность. Даже если мы неожиданно попадаем в зону турбулентности, стараемся как можно скорее из неё выйти с изменением эшелона или маршрута полёта. Делаем всё, чтобы пассажирам было комфортно.

■ Как часто пилоты общаются с пассажирами?

Это бывает нечасто, но иногда, когда мы выходим в салон самолёта, к нам подходят пассажиры и задают вопросы.

■ Какие вопросы в основном задают?

Сколько осталось до пункта назначения или над какой страной мы сейчас летим? Бывают вопросы, связанные с профессией: кто-то хочет, чтобы сын стал пилотом, например, и спрашивает, что для этого надо делать.

■ А у Вас сколько детей?

У меня двое — старший сын и дочка.

-4

■ Хотели бы, чтобы сын стал пилотом?

Я считаю, что человек сам должен заинтересоваться этой работой. Здесь не заставишь. Но я был бы рад, если бы он выбрал профессию пилота.

■ А дочь? Вообще, есть в Вашей профессии женщины?

В Узбекистане пока нет, но уже начали подбирать кандидатов. Раньше такого не было. Когда же я учился в Санкт-Петербурге, у меня была однокурсница. И она сейчас летает.

■ Есть мифы о пилотах гражданской авиации. Ну, например, вот такой: самолётом управляет автопилот, а сами пилоты находятся в кабине на всякий случай, если что-то пойдёт не так.

Это неправда. В современной технике всё автоматизировано, но контролируется и управляется она всё-таки пилотом. Потому что перед полётом мы забиваем маршруты, высоты, да и в полёте всё что угодно может произойти. Диспетчер может дать команды, которые автопилот сам (без нашего вмешательства) не выполнит. Так что весь полёт проходит под контролем пилота, а автопилот по желанию можно отключить и управлять вручную.

■ Ещё один миф: полёт на самолёте намного опаснее, чем поездка в машине.

Авиаперелёты по статистике — это самый безопасный способ перемещения.

■ Сколько стоит выучиться на пилота?

Смотря где вы будете обучаться. В среднем на то, чтобы стать полноценным пилотом, уйдёт $70–150 тысяч. Благодаря нашему руководству и государству, нам выпал шанс обучаться за границей бесплатно. Когда мы поступали, набирали по 15–16 человек, после прохождения всех экзаменов нас отправляли в университет, а после окончания учёбы мы в течение пяти лет отрабатывали. И ещё стипендию получали неплохую.

■ Когда пилот уходит на пенсию?

Мы уходим на пенсию по достижении налёта в 6000 часов. Я отлетал 7000 часов и уже на пенсии. Мне 34 года всего. Но, разумеется, я работаю командиром судна Boeing 787. Раньше, чтобы освоить эти самолёты, лётчики учились дольше, после 40–45 лет они только начинали их осваивать. Сейчас, благодаря государственной поддержке, всё происходит намного быстрее.

■ Есть ли у пилота привилегия летать не пилотом, а пассажиром?

Да, конечно. У нас в авиакомпании есть условие: пилот четыре раза в год может взять билеты, и с семьёй или сам путешествовать по тем направлениям, куда компания выполняет рейсы. Поэтому я достаточно часто летаю в качестве пассажира с семьёй бесплатно.

■ Сегодня развивается беспилотная авиация, в основном в военной сфере. Как Вы думаете, в гражданской авиации наступит эра беспилотников?

Я думаю, со временем мы дойдём и до этого, но пока люди не готовы доверять свою жизнь автоматике.