Найти тему
Музей истории религии

О чём рассказывает эмблематический портрет

Одним из ярких творческих увлечений европейских читателей и зрителей в XVI –XVII вв. были книги и гравюры с эмблемами - особого рода изобразительно-словесными композициями. Эмблемы составлялись совместными усилиями художников и литераторов с целью толкования божественных и мирских истин и получили широкое распространение в католических и протестантских странах. Для многих поколений художественной интеллигенции образцовым эмблематическим пособием служило сочинение итальянского клирика-гуманиста Чезаре Рипы (1555-1623) «Иконология». В издании 1603 г. это произведение характеризовалось как « Книга не только полезная, но и необходимая поэтам, художникам, скульпторам и всем для изображения добродетелей, пороков, чувств и страстей человека». В нём были представлены 400 гравюр с эмблемами по рисункам римского художника Джузеппе Чезари (1568-1640).

Чезаре Рипа  Иконология. Титульный лист. Рим, Лепидий Фаций, 1603 г. 
Бумага, печать, ксилография. Из собрания Государственного музея истории религии
Чезаре Рипа Иконология. Титульный лист. Рим, Лепидий Фаций, 1603 г. Бумага, печать, ксилография. Из собрания Государственного музея истории религии

Как изобразительно-словесные композиции эмблемы отражали размышления их авторов о христианской Вселенной и связи каждого христианина с Богом. При этом составители эмблем в XVII в. возрождали представления античных мудрецов о том, что живопись – это молчащая поэзия, а поэзия – говорящая живопись. Украшая эмблемами портреты, портретисты стремились демонстрировать не только внешний облик человека, но и его душу как средоточие веры. Эмблематический портрет служил наглядным жизнеописанием христианина и своеобразным поучением о добродетелях, достойных сохранения в памяти потомков. Для создания гравюр с такими портретами, как правило, объединялись усилия мастеров изобразительного искусства и литераторов, обладавших солидными познаниями в богословии.

В коллекции портретных гравюр, которые хранятся в фондах Музея, находится эмблематический портрет Иоганна Мартина Лютера I (1616-1669), правнука основателя лютеранства. Гравюра создана в 1662 г. немецкими мастерами в стиле барокко, причудливом и изысканном.

Иоганн Мартин Лютер I. Иоганн Дюрр (ок.1600-1663). Кристоф Шпетнер ( ок. 1616-1669). Иоганн Френтцель ( 1609-1674). Лейпциг, 1662 г. Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии
Иоганн Мартин Лютер I. Иоганн Дюрр (ок.1600-1663). Кристоф Шпетнер ( ок. 1616-1669). Иоганн Френтцель ( 1609-1674). Лейпциг, 1662 г. Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии

Жизнь и деятельность правнука реформатора вызывала пристальный интерес его соотечественников, писавших о своей гордости тем, что среди них «живёт великий Лютер в четвёртом поколении». Удовлетворяя этот интерес, эмблематический портрет знакомит с главными свершениями его жизни. Верхнюю часть портретной композиции образует фигурный картуш с текстом: «Иоганн Мартин Лютер, правнук Того Мужа [ Мартина Лютера], вотчинник Хобурга, советник светлейшему господину курфюрсту Саксонии по руководству Майссеном, декан капитула Цайца, а также каноник в Майссене и Вурце». Слева и справа от картуша размещены две эмблематические сцены. Сцена с увитой плющом пальмой комментируется цитатой из библейской Книги пророка Исайи - «Этот корень принесёт плоды навек» (Ис. 37:31). Сцена с ангелом, возносящимся от земли к Богу, комментируется цитатой из Псалмов - «Душа стремится к божественному» (Пс. 25:1)». Обе эмблемы указывают на связь происхождения и жизненных свершений героя с вечными христианскими ценностями.

Вторую часть портретной композиции обозначает поэтическое изречение – девиз, помещённый на раме портрета. Текст изречения искусно составлен в соответствии с инициалами портретируемого: «Девиз. Иисуса Спасителя Моего жажду!». Девиз формулирует жизненную позицию человека, изображённого в ореоле пышных волос, ниспадающих на церковное облачение, но как будто лишённого примет возраста. О его преклонных летах, достойно прожитых в лоне Лютеранской церкви, сказано в третьей составной части портретной композиции - поэтическом панегирике:

« В тебе, славный герой, зазеленел героический корень великого Лютера,/

Расцветший, соединившись с родом Хюльземанна./

Не возгордился жребием своим Дух твой, живя в союзе с небом, /

Напротив, знаю, бескорыстно служил он мудрости и праву,/

Теперь он излучает блеск. Так под водительством Иисуса он к летам Нестора идёт».

Как следует из панегирика, портрет призван прославить главную добродетель Иоганна-Мартина – его принадлежности к роду «великого Лютера». Этот род продолжил по мужской линии сын реформатора Пауль Лютер (1533-1593) - врач и химик, а затем внук – правовед и теолог Иоганн-Эрнст Лютер (1560-1637), сделав карьеру священнослужителя в чине каноника и декана собора в старинном саксонском городе Цайце. Сын Иоганна–Эрнста, портретируемый правнук реформатора Иоганн Мартин, также сделал очень успешную церковную карьеру. После смерти его отца в 1637 г. духовенство Цайца обратилось к курфюрсту Саксонии с просьбой устроить судьбу потомка реформатора. Правивший Саксонией Иоганн Георг I (1585-1658) считался в своё время образцом лютеранского государя, проявлявшего патриархальную заботу о подданных, чуткого к советам и нуждам своей церкви. Курфюрст назначил Иоганну-Мартину стипендию и опекунов в Виттенбергском университете, и после нескольких лет частных занятий тот смог стать студентом. В течение 1642-1649 гг. он овладевал науками на теологическом и юридическом отделениях Виттенбергского университета, отличаясь интересами к филологическим и философским дисциплинам. Там же в Виттенберге он породнился с влиятельной богословской династией Лейзеров, вступив в 1650 г. в брак с Региной Лейзер (1623 - 1653). Её отец профессор теологии Вильгельм Лейзер (1592- 1649), бывший также и деканом, выдавшим Иоганну Мартину аттестат об окончании университета, был сыном знаменитого лютеранского ортодокса Поликарпа Лейзера (1552-1610), получившего у современников прозвище «Виттенбергского Папы».

Поликарп Лейзер Старший Мориц Боденер ( 1665-1749). Дрезден. 1691-1749 гг. Бумага верже, гравюра на меди. Из собрания Государственного музея истории религии
Поликарп Лейзер Старший Мориц Боденер ( 1665-1749). Дрезден. 1691-1749 гг. Бумага верже, гравюра на меди. Из собрания Государственного музея истории религии

В период раскола и разногласий, раздиравших Лютеранскую церковь после смерти Мартина Лютера, династия Лейзеров находилась во главе ортодоксальной партии «твёрдых лютеран», обеспечившей выработку единой и обязательной вероучительной доктрины в тесном союзе со светской властью. Внутрицерковная борьба теологических партий обострялась, и в 1650-е гг. в новом поколении ортодоксов лидером считался теолог Иоганн Хюльземанн (1602-1661), с которым также породнился правнук реформатора.

 Иоганн Хюльземанн. Издатель: Пауль Фюрст (1608- 1666). Нюрнберг.Ок. 1651 г.
Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии
Иоганн Хюльземанн. Издатель: Пауль Фюрст (1608- 1666). Нюрнберг.Ок. 1651 г. Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии

С дочерью Иоганна Хюльземанна Софией Маргаритой (1638-1693) был заключён второй брак Иоганна Мартина после кончины Регины Лейзер и её погребения в соборе Вурцена. Неся церковную службу в средневековых соборах Саксонии, которые со времени Реформации стали лютеранскими храмами, Иоганн Мартин по распоряжению курфюрста Саксонии Иоганна-Георга I был назначен каноником собора в Вурцене, где служил до конца жизни. Близ Вурцена курфюрст пожаловал ему в 1652 г. вотчину Хобург. Некоторые авторы сообщали, что Иоганн Мартин при получении Хобурга преподнёс курфюрсту Иоганну Георгу I драгоценное кольцо своего прадеда с его личной печаткой - знаменитой «Розой Лютера». Известно, что курфюрст Иоганн Георг I, действительно, был обладателем этого кольца, гордился им как символом своей веры, а впоследствии кольцо с «Розой Лютера» хранилось в сокровищнице саксонских курфюрстов в Дрездене.

Однако на нашей гравюре с портретом Иоганна Мартина Лютера I, датированной 1662 г., когда курфюрста Саксонии Иоганна Георга I уже не стало, кольцо с печаткой представлено принадлежащим правнуку реформатора. Кроме того, «Роза Лютера» изображена как один из двух фамильных гербов реформатора. Два герба у нижней рамы портрета окружены пояснительными надписями: «Древний герб Лютеридов, присвоенный даром императора Сигизмунда в 1413г» и «Нынешний герб Лютеридов, не изменившийся со времени Доктора Мартина Лютера».

Таким образом, портрет Иоганна- Мартина Лютера является средоточием обширного свода исторической информации и моральных поучений, облечённых в изобразительно-поэтические формы. Содержание этой информации определялось программой портретной композиции, которую составил Иоганн Френтцель ( 1609-1674) - учёный, славившийся энциклопедическими знаниями как поэт, историограф, теолог, издатель. При создании гравюры с эмблематическим портретом он выступает как полноправный соавтор двух мастеров - известного немецкого гравёра Иоганна Дюрра (1600- 1663) и лейпцигского живописца Кристофа Шпетнера (ок. 1616-1669).

Иоганн Френтцель Христиан Мэтчке (?- 1688). Христиан Ромштетт( 1640-1721).
Лейпциг, около 1700 г. Из собрания Государственного музея истории религии
Иоганн Френтцель Христиан Мэтчке (?- 1688). Христиан Ромштетт( 1640-1721). Лейпциг, около 1700 г. Из собрания Государственного музея истории религии

Иоганн Френтцель после окончания университета Лейпцига со степенью магистра искусств состоял в должности профессора поэзии в университете Лейпцига, а также был викарием в соборе Магдебурга, каноником в Цайце, автором проповедей, исторических сочинений. Как поэт, увенчанный в Лейпциге в 1650 г. титулом лауреата, он составлял рифмованные тексты к изображениям – гравюрам и медалям для курфюрста по собственным эскизам. Отсюда его прозвище «Bildermann» - «человек изображений». Под поэтическим панегириком к портрету Иоганна Мартина автор пояснял: «Согласно привилегии курфюрста Саксонии сочинил в Лейпциге для своего премного почитаемого патрона и покровителя м[агистр] Иоганн Френтцель [ в 1662 г.]». Называя Иоганна Мартина Лютера своим патроном, поэт мог иметь в виду службу в капитуле собора в Цайце, где оба были канониками, а с 1661 г. правнук реформатора был избран деканом.

Согласно составленной Иоганном Френтцелем программе правнук реформатора Мартина Лютера унаследовал два фамильных герба, хотя в немецкой литературе вплоть до середины XVIII в. велись споры о существовании т.н. «древнего герба Лютеридов, присвоенного императором Сигизмундом в 1413 г.». Сначала было известно лишь то, что в 1413 г. император Священной Римской империи Сигизмунд (1368-1437) даровал герб некоему «доблестному рыцарю Фабиану фон Лютеру», о чём сообщалось в двух хрониках XV в. Позже, когда имя Мартина Лютера получило европейскую известность, обсуждались предположения о родстве Фабиана фон Лютера с предками реформатора, и о том, что «великий Лютер вспомнил» семейное предание, когда ему пришлось размышлять о дизайне личной печати.

К участию в литературном споре о гербах можно отнести и гравюру с эмблематическим портретом реформатора, выпущенную издателем и гравёром Гансом-Филиппом Валхом в Нюрнберге в связи с торжественным празднованием столетнего юбилея Реформации.

Мартин Лютер. Ганс-Филипп Валх (работы 1617-1631 гг ). Нюрнберг. Первая пол. XVII в .
Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии
Мартин Лютер. Ганс-Филипп Валх (работы 1617-1631 гг ). Нюрнберг. Первая пол. XVII в . Бумага верже, гравюра резцом. Из собрания Государственного музея истории религии

[Гравюра вплетена владельцем в издание «Христианская Книга Согласия. Дрезден, Матвей Штёкель и Гимель Берген, 1580-81 гг.»]

В верхней части гравюры помещён текст: «Подлинное изображение блаженной памяти доктора Мартина Лютера, которое при его жизни сделал Лукас Кранах [Младший]; к нему добавлен герб из элементов, которые предложил сам Лютер в письме Лазарю Шпенглеру, секретарю Совета города Нюрнберга. Вместе они изображены по случаю юбилейного 1617 г.».

В центре гравюры воспроизведена часть живописного портрета Мартина Лютера в полный рост, выполненного в 1546 г. Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586). При этом композиция живописного оригинала существенно изменена, поскольку на первый план выдвинуто изображение «Розы Лютера», которой в оригинале нет, а верхнее и нижнее поля гравюры заполнены текстами. Таким образом автор гравюры Ганс-Филипп Валх, работавший в 1617-1631 гг. в Нюрнеберге, преобразовал живописный оригинал в эмблематический портрет, в качестве эмблемы представив изображение «Розы Лютера» с её документальным подтверждением .

Дизайн «Розы Лютера» разрабатывался самим реформатором при участии Лазаря Шпенглера (1479-1534), гуманиста и активного участника Реформации в Нюрнберге, занимавшего пост секретаря городского совета. В нижнем поле гравюры приведен текст письма Лютера к Лазарю Шпенглеру от 8 июля 1530 г. с пояснениями о соответствии изображений печати лютеровской трактовке христианского учения. В нем подробно рассказывается о том, что белая роза веры на небесно-голубом фоне в золотом кольце будущего блаженства сулит спасение христианскому алому сердцу, прошедшему испытания чёрным крестом.

Этой личной печатью реформатор пользовался для удостоверения своих посланий, и наша гравюра свидетельствует, что уже в первой половине XVII в. дизайн «Розы Лютера» воспринимался как обобщение религиозно-эстетических идей реформатора и получил распространение в качестве символа лютеранских Церквей. А предание о «древнем» и «нынешнем» гербах прямых потомков реформатора в новейшее время продолжает обсуждаться в публикациях весьма многочисленного «Союза Лютеридов».