Одним из ярких творческих увлечений европейских читателей и зрителей в XVI –XVII вв. были книги и гравюры с эмблемами - особого рода изобразительно-словесными композициями. Эмблемы составлялись совместными усилиями художников и литераторов с целью толкования божественных и мирских истин и получили широкое распространение в католических и протестантских странах. Для многих поколений художественной интеллигенции образцовым эмблематическим пособием служило сочинение итальянского клирика-гуманиста Чезаре Рипы (1555-1623) «Иконология». В издании 1603 г. это произведение характеризовалось как « Книга не только полезная, но и необходимая поэтам, художникам, скульпторам и всем для изображения добродетелей, пороков, чувств и страстей человека». В нём были представлены 400 гравюр с эмблемами по рисункам римского художника Джузеппе Чезари (1568-1640).
Как изобразительно-словесные композиции эмблемы отражали размышления их авторов о христианской Вселенной и связи каждого христианина с Богом. При этом составители эмблем в XVII в. возрождали представления античных мудрецов о том, что живопись – это молчащая поэзия, а поэзия – говорящая живопись. Украшая эмблемами портреты, портретисты стремились демонстрировать не только внешний облик человека, но и его душу как средоточие веры. Эмблематический портрет служил наглядным жизнеописанием христианина и своеобразным поучением о добродетелях, достойных сохранения в памяти потомков. Для создания гравюр с такими портретами, как правило, объединялись усилия мастеров изобразительного искусства и литераторов, обладавших солидными познаниями в богословии.
В коллекции портретных гравюр, которые хранятся в фондах Музея, находится эмблематический портрет Иоганна Мартина Лютера I (1616-1669), правнука основателя лютеранства. Гравюра создана в 1662 г. немецкими мастерами в стиле барокко, причудливом и изысканном.
Жизнь и деятельность правнука реформатора вызывала пристальный интерес его соотечественников, писавших о своей гордости тем, что среди них «живёт великий Лютер в четвёртом поколении». Удовлетворяя этот интерес, эмблематический портрет знакомит с главными свершениями его жизни. Верхнюю часть портретной композиции образует фигурный картуш с текстом: «Иоганн Мартин Лютер, правнук Того Мужа [ Мартина Лютера], вотчинник Хобурга, советник светлейшему господину курфюрсту Саксонии по руководству Майссеном, декан капитула Цайца, а также каноник в Майссене и Вурце». Слева и справа от картуша размещены две эмблематические сцены. Сцена с увитой плющом пальмой комментируется цитатой из библейской Книги пророка Исайи - «Этот корень принесёт плоды навек» (Ис. 37:31). Сцена с ангелом, возносящимся от земли к Богу, комментируется цитатой из Псалмов - «Душа стремится к божественному» (Пс. 25:1)». Обе эмблемы указывают на связь происхождения и жизненных свершений героя с вечными христианскими ценностями.
Вторую часть портретной композиции обозначает поэтическое изречение – девиз, помещённый на раме портрета. Текст изречения искусно составлен в соответствии с инициалами портретируемого: «Девиз. Иисуса Спасителя Моего жажду!». Девиз формулирует жизненную позицию человека, изображённого в ореоле пышных волос, ниспадающих на церковное облачение, но как будто лишённого примет возраста. О его преклонных летах, достойно прожитых в лоне Лютеранской церкви, сказано в третьей составной части портретной композиции - поэтическом панегирике:
« В тебе, славный герой, зазеленел героический корень великого Лютера,/
Расцветший, соединившись с родом Хюльземанна./
Не возгордился жребием своим Дух твой, живя в союзе с небом, /
Напротив, знаю, бескорыстно служил он мудрости и праву,/
Теперь он излучает блеск. Так под водительством Иисуса он к летам Нестора идёт».
Как следует из панегирика, портрет призван прославить главную добродетель Иоганна-Мартина – его принадлежности к роду «великого Лютера». Этот род продолжил по мужской линии сын реформатора Пауль Лютер (1533-1593) - врач и химик, а затем внук – правовед и теолог Иоганн-Эрнст Лютер (1560-1637), сделав карьеру священнослужителя в чине каноника и декана собора в старинном саксонском городе Цайце. Сын Иоганна–Эрнста, портретируемый правнук реформатора Иоганн Мартин, также сделал очень успешную церковную карьеру. После смерти его отца в 1637 г. духовенство Цайца обратилось к курфюрсту Саксонии с просьбой устроить судьбу потомка реформатора. Правивший Саксонией Иоганн Георг I (1585-1658) считался в своё время образцом лютеранского государя, проявлявшего патриархальную заботу о подданных, чуткого к советам и нуждам своей церкви. Курфюрст назначил Иоганну-Мартину стипендию и опекунов в Виттенбергском университете, и после нескольких лет частных занятий тот смог стать студентом. В течение 1642-1649 гг. он овладевал науками на теологическом и юридическом отделениях Виттенбергского университета, отличаясь интересами к филологическим и философским дисциплинам. Там же в Виттенберге он породнился с влиятельной богословской династией Лейзеров, вступив в 1650 г. в брак с Региной Лейзер (1623 - 1653). Её отец профессор теологии Вильгельм Лейзер (1592- 1649), бывший также и деканом, выдавшим Иоганну Мартину аттестат об окончании университета, был сыном знаменитого лютеранского ортодокса Поликарпа Лейзера (1552-1610), получившего у современников прозвище «Виттенбергского Папы».
В период раскола и разногласий, раздиравших Лютеранскую церковь после смерти Мартина Лютера, династия Лейзеров находилась во главе ортодоксальной партии «твёрдых лютеран», обеспечившей выработку единой и обязательной вероучительной доктрины в тесном союзе со светской властью. Внутрицерковная борьба теологических партий обострялась, и в 1650-е гг. в новом поколении ортодоксов лидером считался теолог Иоганн Хюльземанн (1602-1661), с которым также породнился правнук реформатора.
С дочерью Иоганна Хюльземанна Софией Маргаритой (1638-1693) был заключён второй брак Иоганна Мартина после кончины Регины Лейзер и её погребения в соборе Вурцена. Неся церковную службу в средневековых соборах Саксонии, которые со времени Реформации стали лютеранскими храмами, Иоганн Мартин по распоряжению курфюрста Саксонии Иоганна-Георга I был назначен каноником собора в Вурцене, где служил до конца жизни. Близ Вурцена курфюрст пожаловал ему в 1652 г. вотчину Хобург. Некоторые авторы сообщали, что Иоганн Мартин при получении Хобурга преподнёс курфюрсту Иоганну Георгу I драгоценное кольцо своего прадеда с его личной печаткой - знаменитой «Розой Лютера». Известно, что курфюрст Иоганн Георг I, действительно, был обладателем этого кольца, гордился им как символом своей веры, а впоследствии кольцо с «Розой Лютера» хранилось в сокровищнице саксонских курфюрстов в Дрездене.
Однако на нашей гравюре с портретом Иоганна Мартина Лютера I, датированной 1662 г., когда курфюрста Саксонии Иоганна Георга I уже не стало, кольцо с печаткой представлено принадлежащим правнуку реформатора. Кроме того, «Роза Лютера» изображена как один из двух фамильных гербов реформатора. Два герба у нижней рамы портрета окружены пояснительными надписями: «Древний герб Лютеридов, присвоенный даром императора Сигизмунда в 1413г» и «Нынешний герб Лютеридов, не изменившийся со времени Доктора Мартина Лютера».
Таким образом, портрет Иоганна- Мартина Лютера является средоточием обширного свода исторической информации и моральных поучений, облечённых в изобразительно-поэтические формы. Содержание этой информации определялось программой портретной композиции, которую составил Иоганн Френтцель ( 1609-1674) - учёный, славившийся энциклопедическими знаниями как поэт, историограф, теолог, издатель. При создании гравюры с эмблематическим портретом он выступает как полноправный соавтор двух мастеров - известного немецкого гравёра Иоганна Дюрра (1600- 1663) и лейпцигского живописца Кристофа Шпетнера (ок. 1616-1669).
Иоганн Френтцель после окончания университета Лейпцига со степенью магистра искусств состоял в должности профессора поэзии в университете Лейпцига, а также был викарием в соборе Магдебурга, каноником в Цайце, автором проповедей, исторических сочинений. Как поэт, увенчанный в Лейпциге в 1650 г. титулом лауреата, он составлял рифмованные тексты к изображениям – гравюрам и медалям для курфюрста по собственным эскизам. Отсюда его прозвище «Bildermann» - «человек изображений». Под поэтическим панегириком к портрету Иоганна Мартина автор пояснял: «Согласно привилегии курфюрста Саксонии сочинил в Лейпциге для своего премного почитаемого патрона и покровителя м[агистр] Иоганн Френтцель [ в 1662 г.]». Называя Иоганна Мартина Лютера своим патроном, поэт мог иметь в виду службу в капитуле собора в Цайце, где оба были канониками, а с 1661 г. правнук реформатора был избран деканом.
Согласно составленной Иоганном Френтцелем программе правнук реформатора Мартина Лютера унаследовал два фамильных герба, хотя в немецкой литературе вплоть до середины XVIII в. велись споры о существовании т.н. «древнего герба Лютеридов, присвоенного императором Сигизмундом в 1413 г.». Сначала было известно лишь то, что в 1413 г. император Священной Римской империи Сигизмунд (1368-1437) даровал герб некоему «доблестному рыцарю Фабиану фон Лютеру», о чём сообщалось в двух хрониках XV в. Позже, когда имя Мартина Лютера получило европейскую известность, обсуждались предположения о родстве Фабиана фон Лютера с предками реформатора, и о том, что «великий Лютер вспомнил» семейное предание, когда ему пришлось размышлять о дизайне личной печати.
К участию в литературном споре о гербах можно отнести и гравюру с эмблематическим портретом реформатора, выпущенную издателем и гравёром Гансом-Филиппом Валхом в Нюрнберге в связи с торжественным празднованием столетнего юбилея Реформации.
[Гравюра вплетена владельцем в издание «Христианская Книга Согласия. Дрезден, Матвей Штёкель и Гимель Берген, 1580-81 гг.»]
В верхней части гравюры помещён текст: «Подлинное изображение блаженной памяти доктора Мартина Лютера, которое при его жизни сделал Лукас Кранах [Младший]; к нему добавлен герб из элементов, которые предложил сам Лютер в письме Лазарю Шпенглеру, секретарю Совета города Нюрнберга. Вместе они изображены по случаю юбилейного 1617 г.».
В центре гравюры воспроизведена часть живописного портрета Мартина Лютера в полный рост, выполненного в 1546 г. Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586). При этом композиция живописного оригинала существенно изменена, поскольку на первый план выдвинуто изображение «Розы Лютера», которой в оригинале нет, а верхнее и нижнее поля гравюры заполнены текстами. Таким образом автор гравюры Ганс-Филипп Валх, работавший в 1617-1631 гг. в Нюрнеберге, преобразовал живописный оригинал в эмблематический портрет, в качестве эмблемы представив изображение «Розы Лютера» с её документальным подтверждением .
Дизайн «Розы Лютера» разрабатывался самим реформатором при участии Лазаря Шпенглера (1479-1534), гуманиста и активного участника Реформации в Нюрнберге, занимавшего пост секретаря городского совета. В нижнем поле гравюры приведен текст письма Лютера к Лазарю Шпенглеру от 8 июля 1530 г. с пояснениями о соответствии изображений печати лютеровской трактовке христианского учения. В нем подробно рассказывается о том, что белая роза веры на небесно-голубом фоне в золотом кольце будущего блаженства сулит спасение христианскому алому сердцу, прошедшему испытания чёрным крестом.
Этой личной печатью реформатор пользовался для удостоверения своих посланий, и наша гравюра свидетельствует, что уже в первой половине XVII в. дизайн «Розы Лютера» воспринимался как обобщение религиозно-эстетических идей реформатора и получил распространение в качестве символа лютеранских Церквей. А предание о «древнем» и «нынешнем» гербах прямых потомков реформатора в новейшее время продолжает обсуждаться в публикациях весьма многочисленного «Союза Лютеридов».