Мы покинули Ганновер и устремились по автобану во Франкфурт-на-Одере. На какой-то развязке я замешкался и свернул не на ту дорогу. Чтобы развернуться, мне пришлось отмахать 30 км в одну сторону! Но я догнал парней и мы продолжили движение. На автобанах через 50-70 км с каждой стороны дороги расположены растхофы. Это большие бесплатные стоянки. Здесь есть платный туалет, душ, магазин, стоянка. Мы заезжали на такие, чтобы отдохнуть немного, перекусить. Вещь удобная. У одного из нашей компании, Степаныча, на его БМВ заклинила колодка на переднем колесе. Мы заехали на стоянку, попросили у водилы седельного тягача ключ, чтобы отвернуть гайку. Но она так прикипела, что Степаныч сломал ключ! Показали немцу, он махнул рукой-ну что поделаешь? Так и поехали дальше. К вечеру мы добрались до границы между ФРГ и Польшей. Двигаясь по территории восточной Германии, обратили внимание, что отношение немцев к русским здесь было хуже, чем в западной. Мы решили, что так потому, что западные немцы не знали, что такое ГСВГ (группа советских войск в Германии). На границе заправились и решили заночевать рядом на стоянке. Ночью нас разбудили полицаи, стали проверять документы. Мы ещё подремали, встали, позавтракали и поехали к границе. Смотрим, длинный хвост машин, а левая полоса свободна. Мы по ней и поехали до шлагбаумов. К нам подошел полицай, забрал документы и ушел. Оказывается, мы нарушили порядок. Нужно было встать в конец очереди и стоять. Мы начали уговаривать немца отдать документы на русском языке, не знаю, может быть он знал русский язык (в ГДР ведь все учили его), но он отдал нам паспорта, и мы уехали в конец колонны. В общем, прошли мы границу и поехали по Польше. В 1994 году как раз выводили из ФРГ группу советских войск в Германии. Наши воины скупали у немцев наши жигули по дешёвке, нагружали их домашним скарбом и ехали домой, в Россию. Ехали они организованными колоннами, по 100 и более машин. Для движения по Польше нанимали польских охранников, которые были вооружены и должны охранять колонну от рэкетиров. На границе мы как раз ехали за такой колонной. Дороги в Польше в то время почти везде были двухполосными, по одной полосе в каждом направлении, обогнать кого-то трудно. Колонны очень затрудняют движение. Естественно, колонна разорвалась на несколько малых колонн, по 25-30 автомобилей. Мы несколько раз обгоняли эту раздробившуюся колонну. Бензин в баках, заправленный в Германии, кончался, и мы стали думать, где заправиться. Увидели на обочине заправку на прямом участке дороги с видимостью в обе стороны на километры, заехали, быстро залили полные баки и поехали дальше. Проезжали Познань, подъехали к Варшаве. Естественно, никто не знал дороги, ехали чисто по дорожным указателям. В Варшаве проехали мимо сталинской высотки, её хорошо было видно. На окраине снова заправились и поехали дальше. К вечеру, к 20 часам по местному времени, мы подъехали к границе в Тересполе. Увидели перед собой хвост огромной очереди, встали в её конец. Стоять не было никакого желания, тем более, что она почти не двигалась. Спросили у парней в очереди, никак нельзя пролезть побыстрее? Они показали на поляков, которые это проворачивают. Мы подошли к ним и спросили, как пройти без очереди? По виду хлопцы были бойцы какой-то местной мафиозной группировки, и это был их бизнес. Заправлял какой-то браток, который к бойцам обращался со словом «курва». Это всё, что мы понимали из его речей. Те нам объяснили, что стоить это будет по 50 марок с машины, расчет после того, как они вклинят наши машины в очередь перед шлагбаумом. Мы сказали ОК! Хлопцы скомандовали нам ехать в голову очереди и ждать там. При очередной подвижке очереди они тормознули машины, в брешь въехали наши машины, я был последним, и места было мало, моя машина стала под углом. Они подняли зад машины и поставили её в очереди ровно. Но все их махинации увидели польские дорожные полицейские, подъехали к нам, забрали документы и сказали ехать в хвост очереди. Делать нечего, поехали, встали в хвост. Вслед за нами стали подъезжать наши воины, которых мы обогнали ещё на границе. Нужно было что-то делать с документами. Я пошел к полицейским, которые стояли рядом и стал уговаривать отдать документы, потом начал на них орать, что развели здесь бардак специально, чтобы наживаться на этом. Ринат начал меня успокаивать и отвёл в сторону полицейского, о чём-то с ним тёр. Потом подошел к нам, сказал-парни, по 20 марок с машины и они отдают нам документы. Делать нечего, отдали. Очередь черепашьими темпами двигалась. А мы всё ждали рэкетиров, и они не заставили себя долго ждать. Мы видели, как хлопцы подходили к машинам, представлялись и требовали деньги. Народ безропотно лез в карман, доставал и отдавал деньги. Мы стояли возле машин, вели разговоры с воинами. Они рассказали, как уже у границы на заправке, на польскую машину сопровождения с охранниками напали рэкетиры и вынесли из машины несколько ящиков водки, весь запас на колонну. Говорю, на хрена вы их нанимали, если они сами себя защитить не могут? Тут впереди мы наблюдаем сцену-к парню на БМВ подходят рэкетиры и начинают требовать деньги, он им отказывает, тогда один с размаху бьёт ногой по двери машины. Говорю офицерам-вы что будете делать, когда к вам подойдут? Да пошлю их на хер ответил один из них, его машина была за моей. Спрашиваю, а мне что делать? Офицер говорит, посылай его ко мне. Я сел в машину, закрыл все двери и жду. Подкатывает ко мне хлопец и требует мзду. Не открывая дверь, говорю, что за мной в машине старший, все деньги у него и он за всех заплатит. Боец пошел к офицеру, не знаю, о чём они говорили, но ко мне больше уже никто не подходил. В 12 часов ночи мы, наконец, прошли польскую границу, но наши мучения только начинались. На белорусской стороне снова была очередь в контору, где оформляли документы. Мы простояли там часа три. Спать хотелось дико, но возможности не было никакой. Наконец нам вернули документы, и мы по какому-то коридору (справа и слева был забор из бетонных плит) въехали в Брест. Наш гид из Актау был родом из Кобрина, он предложил заехать к нему домой, отдохнуть и двинуть дальше. Это был лучший выход и положения. До Кобрина было около 50 км. Мы приехали, родные гида нас накормили, и мы легли поспать. Проспали три часа, встали, попили чая и снова двинулись в путь. Нам сказали, что важно проехать Минск, ближе к России уже будет поспокойнее, вероятность быть ограбленным значительно ниже. Этот путь мы успешно преодолели и к вечеру были в районе Смоленска. Около мотеля остановились. Я напряг память и вспомнил, что в этом мотеле я ночевал в 1978 году, когда ехал в посёлок Холм-Жирковский с проверкой готовности организации к приёму стройотряда. Какие-то хлопцы на БМВ засмотрелись на мою машину, расспрашивали, но на этом всё закончилось. Мы проехали ещё пару сотен км и остановились на ночлег возле какого-то поста ГАИ. В России гайцы приветствовали желание путников остановиться на ночь возле поста, а в Казахстане наоборот, гнали подальше. Переночевали, поели утром, что Бог послал и двинулись к столице. На колёсах в Москве мы были впервые в жизни, но всё обошлось, и мы успешно выбрались на дорогу, ведущую в Астрахань. Здесь было спокойнее, днём мы уже были в Волгограде, и одолев почти 1400 км оказались в Астрахани, прошли таможню и въехали в Казахстан.
Уже темнело. На таможне казахские таможенники начали приставать и просить какой-нибудь сувенир из Германии. Один прицепился, как банный лист. Чтобы отстал, дал ему магнитофонную кассету. Только мы отъехали несколько км, как на нас налетают какие-то казахи. Говорят, парни, не беспокойтесь, мы из собственной безопасности, выявляем взяточников на постах. К вам никто не приставал? Мы, естественно, сказали, что всё нормально. Поехали дальше. Было уже поздно, темно. Тут мы узнали, что река Урал вышла из берегов и затопила огромные площади, в том числе автомобильную дорогу. В одном месте было размыто дорожное полотно, вдоль дороги выставлены железные прутья с красными тряпками, что означало опасный участок. Подъехали, я вышел из машины, разулся, ногами протопал этот опасный участок, выяснил, что его можно проехать. Осторожно проехали и двинулись дальше. Все дико устали-ведь мы утром были в Смоленской области, а сейчас в Казахстане! Отъехали подальше в степь, нашли какую-то гигантскую кучу земли, заехали на неё, чтобы нас не видно было с дороги, и легли спать. Утром проснулись, позавтракали и снова держали путь в сторону Актау. Проехали Атырау, Доссор, Кульсары. Здесь кончился асфальт, который был разбитый, но всё же не грунтовка. Относительно спокойно проехали километров сто с гаком, и тут перед нами нарисовалась картина строительства автодороги из Бейнеу в Кульсары. Как я понял, строили её наши бывшие коллеги, зам. директора по транспорту и зам. главного инженера по транспорту рудника. И место было такое поганое, что ни справа, ни слева его не объедешь, только прямо. То есть, перед нами было только что спрофилированное насыпанное полотно дороги, не укатанное, была большая вероятность засесть. Я разогнался в надежде с ходу преодолеть участок. Но не повезло-я плюхнулся в колею с пылью. Включил на машине полный привод, заблокировал все колёса, но они вращались, поднимали столбы пыли, но до твердого грунта не доставали. Мои друзья дали большой крюк, объехали опасное место, подъехали спереди и вытащили мою машину тросом. Она была в ужасном состоянии-вся покрылась толстым слоем пыли, пыль была везде! Но делать нечего, поехали дальше. Приехали в Бейнеу, нашли там какой-то источник воды, набрали, чтобы помыть хоть ветровые стёкла, руки помыть. Вода была какой-то жёлтой. Потом выяснили, что вода была из матушки-Волги по водоводу из России. Заправили машины и двинулись дальше, впереди было ещё 300 км бездорожья. Одолели и их, в Шетпе из родника около дороги набрали воды, которую можно было без опаски пить, ещё и в запас набрали. Перед нами был последний участок дороги до Актау, но он был асфальтированным! И дорога была отличного качества! По ней я местами гнал со скоростью 165 км/час! Отмахав более пяти тысяч км, к вечеру мы были в Актау. Приехал домой, выгрузил все пожитки, презенты, отогнал машину на стоянку и вернулся домой. Приключение моё с поездкой за автомобилем в Германию закончилось. Спустя несколько дней я растаможил машину и поставил на учёт. За растаможку я заплатил 5000 тенге, что по курсу составляло чуть больше 100 российских рублей. Просто смешные деньги!