Найти тему

Можно ли научить мотивации?

Начнём с того, что так не бывает на свете, чтобы мотивация отсутствовала напрочь. Она может спадать (1), но не уходить в ноль. Любое действие — результат мотивации.

Другое дело, что действия не всегда соответствуют ожиданиям, и тогда мы навешиваем ярлык “лени” и “отсутствия мотивации”. Ведь каждому (нет) необходимо бегать по утрам, питаться исключительно салатами и учить иностранный язык ежедневно, параллельно успевая все домашние дела и собственный бизнес. Звучит комично, но, если хорошенько подумать, такие убеждения наверняка всплывут, хоть и с другими элементами.

Вторая ловушка — это поиски правильной мотивации. Ну, правильной с нашей точки зрения, конечно же. Если кто-то осмеливается иметь другие приоритеты или работать недостаточно усердно/быстро/вставь свой критерий, то мгновенно получает порцию критики и осуждения. Иногда этот “кто-то” — дети, близкие или даже мы сами. Сразу же хочется позаботиться и просветить, как надо, и тут есть два подхода.

Первый, тиранический: сказать “делай, как показываю” и заставить исполнять приказ. Возможно, даже наградить пряником за подчинение, то есть следование тем целям и ценностям, которые мы считаем достойными. Увы, такой подход обычно имеет обратный эффект, оборачиваясь падением мотивации и заинтересованности (2).

Второй вариант — более демократический. Не насаждать собственные представления, а развивать независимость и самостоятельность — источники устойчивой, внутренней мотивации. Она расцветает, когда есть свобода выбора, уверенность в своих силах, гибкость в подходе к задачам. Грубо говоря, когда есть возможность делать, как хочется, а не как “надо”.

Научить, чего хочется, сомнительная задача, но вот освободить пространство и создать условия для роста внутренней мотивации — вполне возможно. Сюда относятся (3):

  • Позитивный внутренний монолог, фокусирующийся на сильных сторонах и решениях, а не на самой проблеме и чрезмерной критике.
  • Визуализация — представление конечной цели и связанных с ней эмоций, а заодно продумывание плана по достижению этй цели.
  • Работа с архитектурой среды, чтобы убрать лишние препятствия и отвлечения, а также создать благоприятные условия для желаемого поведения и жизни в целом.
  • Система поощрений и отслеживания прогресса, которая даёт обратную связь и не позволяет скатиться в ощущение, что ничего не происходит.
  • Рефлексия и забота о себе, чтобы корректировать курс и поддерживать физическое и ментальное здоровье.

Освоив эти принципы, можно вполне себе научиться управлять и мотивацией. А как у тебя с этим?

Ещё больше — целых 100! — техник личной эффективности ждут по ссылке.

— — — — —

  1. Muraven M., Baumeister R. F. (2000). Self-regulation and depletion of limited resources: Does self-control resemble a muscle? Psychological Bulletin126, 247–259.
  2. Bhatti N. et al. (2012). The impact of autocratic and democratic leadership style on job satisfaction. International Business Research5(2), 192-201.
  3. Wolters C. A., Rosenthal H. (2000). The relation between students’ motivational beliefs and their use of motivational regulation strategies. International Journal of Educational Research33(7-8), 801-820.