Во второй половине 19 века русские художники в своем творчестве часто писали на исторические темы, погружаясь уже и в легендарные времена. Исторической живописью часто увлекались представители академической школы, которые в соответствии с требованиями эстетики нередко писали картины с историческим вымыслом.
Во второй половине 19 века на сцену искусства вышли передвижники. Они и начали досконально погружаться в историю, пытаясь написать подлинную картину прошлых веков.
" Быть может, такою и была эта таинственная Русь",- писал один критик " Русского слова".
Картина " Заморские гости" была написана во время учебы Николая Константиновича Рериха в Париже. Впервые картина экспонировалась на Весенней академической выставке в 1902 году, где ее приобрел император Николай II для Царскосельского лицея. Несмотря на это в этом же году, полотно появилось на выставе " Мир искусства", а спустя год - на персональной выставке Рериха в Петербурге. В каталоге последней выставки эта работа значилась как "Заморские гости. Народная картина".
Подготовился к предстоящей работе Рерих вполне основательно. Помимо учебы в Академии Художеств, он учился на юридическом факультете, и к тому же посещал лекции на историко - филологическом факультете. После знакомства с В.В. Стасовым Николай Константинович получил доступ в художественный отдел Публичной библиотеки, где хранились древние летописи, рукописные книги.
Этот отдел возглавлял Владимир Васильевич. Вместе они упражнялись в старинном письме.
«Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, - вспоминал художник, - и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же исконным слогом…»
Летом 1899 года, Рерих проплыл часть пути « из варяг в греки» от Шлиссельбурга до Новгорода на небольшом теплоходе. Свои впечатления он написал в статье « Из варяг в греки», опубликованной в журнале «Искусство и художественная промышленность».
«Чудно и страшно было осознавать, - написал художник, - что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги; проплывала Новгородская рать на Шелонскую битву…»
В этой статье присутствовало посетившее автора «видение» варягов, плывущих в Русскую землю, - спустя два года, уже в Париже, это «видение» воплотилось в картину «Заморские гости».
По ярко- синему морю неспешно идет ладья, щиты около носа и кормы словно горят на солнце, развевается пестрый парус, а на килевом бревне сложный резной узор. На дальнем плане круглые зеленые холмы,покрытые огромными валунами - следами отступившего ледника. А в далеке мы видим укрепленное славянское поселение.
Картина немного декоративна и состоит из ярких контрастных цветов, недаром Рерих был учеником мастера световой живописи А.И. Куинджи.
Поставьте лайк, всем добра и искусства! Искусство делает нас добрее!