Найти в Дзене
ЭврикаХаб

Мышление за пределами школьных стен: Как разбудить гения в своем ребёнке

Оглавление

Суть нестандартного мышления и его важность

Картинка с лампочкой, которая символизирует идею, в фоне голова, обозначающая мышление
Картинка с лампочкой, которая символизирует идею, в фоне голова, обозначающая мышление

Тема «нестандартное мышление» сейчас стала модной. Люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, в наш век востребованы, как никогда. Не случайно за ними охотятся многие компании, за рубежом.

Но что же такое это «НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ?» Из чего оно состоит? Нестандартное. Или как еще говорят «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» — это способность человека к генерированию большого числа идей, причем нестандартных идей, тех, на которые казалось бы простой человек не обратил бы внимание; гибкость мышления, т.е. умение находить ответы там, где, как кажется их совсем нет, думать, как я называю «вниз головой».

Кому это может пригодиться? Безусловно, каждому из нас, независимо от профессии или специализации. Нестандартное мышление становится ценным навыком для бизнесменов, поваров, архитекторов, слесарей, токарей, и даже летчиков и врачей. Представьте ситуацию, когда архитектору нужно создать уникальное здание на ограниченном пространстве или с ограниченным бюджетом. В таких моментах нужно действовать креативно и мыслить нестандартно, верно? Поэтому, независимо от того, в какой области вы работаете, умение мыслить за пределами привычных рамок может стать вашим решающим преимуществом.

Как развивать нестандартное мышление у детей

дети, занимающиеся творческой активностью - строительством из конструктора
дети, занимающиеся творческой активностью - строительством из конструктора

Можно ли развивать нестандартное мышление у детей? Безусловно! Если посмотреть на детей в раннем возрасте, то становится очевидно, что их взгляд на мир далек от шаблонного. У них так много открытий каждый день! Но затем мы, взрослые, часто невольно подавляем эти природные способности. Наше стандартное восприятие мира навязывает им определенные рамки. Суп надо есть ложкой, а второе вилкой - да, так удобнее, это правило кто-то когда-то придумал, и мы действуем в пределах этого общепринятого. Но если ребенок выбирает другой подход, его могут считать странным или...

К сожалению, уничтожают это креативное мышление еще с детского сада, хотя в меньшей степени, а в школе довершают это уничтожение. Вспомните хотя бы ЕГЭ — там тренируют, точнее дрессируют на однотипные задания, дрессируют в течение определенного времени. А где оригинальность, где красота? Да, в элитных школах, возможно что-то осталось, а в простых? Но в этой статье я не буду задевать проблемы обучения, а постараюсь разобраться чем полезно такое мышление для ваших детей, и предложу несколько упражнений.

Практические упражнения для развития креативности

группа людей, участвующих в мозговом штурме, с идеями, записанными на стикерах
группа людей, участвующих в мозговом штурме, с идеями, записанными на стикерах

Самое главное, с чего стоит начать заниматься с учениками, со своими детьми, или с друзьями, это просто научиться накидывать идеи, просто накидывать, как бусинки нанизывать, кстати, хотела написать на веревочку, и подумала. А почему именно на веревочку, на что можно нанизывать бусины? Если вы придумали 10 идей – хорошо, а вдруг их более 20? Тогда вообще здорово! Но, не отвлекаемся… Главное надо принять, что не бывает чего-то правильно, или неправильно, есть — как все и как видишь ты. Пусть ученики высказываются, не боятся.

Значит, первое – придумываем идеи;

второе – не боимся своих мыслей, помните — «Мои мысли, мои скакуны»… записывайте все, что придет в голову вместе с детьми.

Например — придумайте, как можно пройти по луже, не намочив ноги?

На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.

Ограничьте себя определенным временным отрезком (за такое-то время придумать идеи). Придумайте, как можно использовать простую канцелярскую скрепку, мои ребята придумали больше 10 вариантов, а сколько получится у вас?

А теперь, задача посложней. Придумайте, как сделать так, чтобы наша техника нам сообщала о том, что ее необходимо подзарядить, или скоро может сломаться та, или иная деталь. Садитесь вы в машину, и тут она вам выдает: «Не включай меня, у меня плохо работает коробка передач…».

Кстати, а кто из вас видел платье, которое сделали прямо на подиуме, прямо на теле модели? Скоро можно будет взять тканевые баллончики и придумать себе платье на вечер, потом его растворить и опять придумать новое.

А вы знаете, на кого похож вертолет? Правильно, на стрекозу.

Посмотрите вокруг, на кого похожи те, или иные машины, пофантазируйте вместе с детьми, а вдруг в вашем ребенке проснется гений! А это уже гибкость мышления, которая так же развивается. Очень интересно о мышлении можно почитать в книжке «Алиса в стране чудес», хотя она, как говорят многие продвинутые ученые, имеет математическую основу. А еще «Приключения Карика и Вали».

Развитие ассоциативного мышления

руки, соединяющие разные концепции или идеи
руки, соединяющие разные концепции или идеи

А еще очень интересно развивать АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Интересно все это развивать, когда играешь в «Друдлы», Друдл — это графическая головоломка, задача, которую необходимо додумать или дорисовать. Английское слово «друдлы» обозначает каракули, рисунок, загадка. Кому интересно, посмотрите. Их так много.

Ассоциативное мышление пригодится ребятам, да и вам, взрослым, если вы захотите использовать ассоциации, как метод запоминания информации. Иногда именно в ассоциациях может родиться оригинальная идея. Да это и очень весело.

Калейдоскоп идей и открытий

Я лишь немного написала о нестандартном мышлении, уверяю вас, если вы научитесь вместе с учениками или своими детьми мыслить креативно, то жизнь для вас откроется в новом ракурсе. Помните, раньше были игрушки «калейдоскоп», они и сейчас продаются. Как много оригинальных рисунков появляется с помощью одного стандартного набора стекляшек… Вот и в вашей жизни, жизни ваших детей, появится свой калейдоскоп идей и открытий.

Хакнем Школа — место, где образование становится приключением. У нас вы найдете инструменты для того, чтобы разжечь искру креативности и изобретательности в вашем ребенке и в себе.

Автор: Виктория Николаевна Сотник, преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.

Читайте нас также в телеграм по этой ссылке

Другие статьи автора:

Можно ли бороться с умственным переутомлением?
Хакнем Школа16 августа 2022
-6