Мартин Селигман считал, что "выученная беспомощность" формируется у ребенка к 8-10 годам, а потом может остаться и на всю жизнь. И что родители и определенные типы воспитания играют в этом ключевую роль.
1. Длительное воздействие неконтролируемых ситуаций:
Одним из основных факторов, способствующих формированию у детей убеждений "выученной беспомощности", является длительное пребывание в неконтролируемых ситуациях. Когда дети неоднократно сталкиваются с ситуациями, в которых их усилия не приносят желаемых результатов, они могут начать усваивать убеждение, что не могут контролировать свои обстоятельства. Например, постоянные неудачи в учебе, несмотря на старательные усилия, могут привести к развитию у ребенка чувства беспомощности по отношению к своим академическим способностям.
2. Влияние родителей и авторитетных лиц:
Роль родителей и авторитетных лиц в формировании у детей представлений о контроле и компетентности невозможно переоценить. Если родители постоянно проявляют чрезмерную заботу и не поощряют самостоятельность, соответствующую возрасту, у детей может развиться мышление выученной беспомощности, некомпетентности и желание переносить ответственность за свои проблемы, на других.
Аналогичным образом, чрезмерно критичный или "карательный стиль" воспитания может привить ребенку убеждение, что его действия неэффективны и что он не способен соответствовать ожиданиям другим и поэтому делать что-то бесполезно.
3. Персонализация или привычка обесценивать себя:
Дети, у которых формируется убеждение в выученной беспомощности, часто используют такой стиль объяснения. Это относится к их склонности объяснять негативные события или неудачи которые произошли, какими-то своими личными "изъянами и недостатками". Например, ребенок может объяснить плохую оценку за тест, что он глупый, вместо того, чтобы признать, что более тщательная подготовка или обращение за помощью могли бы улучшить его результаты. Такой обесценивающий стиль объяснения закрепляет чувство беспомощности и подрывает веру ребенка в свою способность изменить обстоятельства.
4. Обучение беспомощности:
Дети учатся, наблюдая за другими, особенно за значимыми ролевыми моделями в их жизни. Если они видят, как авторитетные для них лица или сверстники демонстрируют поведение выученной беспомощности, например, легко сдаются или выражают неуверенность, они могут усвоить подобные убеждения и поведение.
5. Травматический опыт:
Воздействие травмирующих событий, может значительно повлиять на чувство контроля ребенка и способствовать развитию убеждений выученной беспомощности. Травма может нарушить чувство безопасности и стабильности ребенка, в результате чего он начинает воспринимать мир как непредсказуемый и неконтролируемый. Такой опыт может еще больше укрепить мышление беспомощности и помешать способности ребенка развивать жизнестойкость.
Автор: Вьюков Антон Сергеевич
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru