Прошло меньше ста лет с тех пор, как учёный Александр Флеминг открыл пенициллиновые бактерии. С тех пор их и производные части используют, чтобы лечить различные инфекции бактериального генеза. К сожалению, не менее часто их применяют для того, чтобы — совершенно напрасно, ведь они не для того созданы — излечиться от гриппа или простудных заболеваний.
И это серьёзная проблема, недооценивать которую нельзя.
Если человек слишком часто принимает антибиотики, болезнетворные микробы приобретают возможность противостоять им — становятся резистентными. И учёный мир, несмотря на все старания, пока ещё не нашёл новых антибиотиков, в то время как старые стремительно теряют свою эффективность в борьбе с разного рода заразой.
Есть мнение, что недалёк день, когда они полностью утратят возможность противостоять инфекциям, вызванным бактериями, поэтому ответ на вопрос «каким будет мир без антибиотиков» далеко не такой праздный, каким кажется.
Инфекции станут неизлечимыми
Если эффективность антибиотиков снизится до нуля, люди уже не смогут противостоять заражениям, вызванным бактериями. Что это значит на практике?
Мы вернёмся к положению вещей, бытовавшему сто лет назад, до 1928 года, когда треть случаев пневмонии оканчивались смертью пациента и лишь малая толика заболеваний проходили в мягкой форме.
Многое из того, что сегодня без труда вылечивают при помощи антибиотических средств, например, менингит и различные кокковые инфекции, ангина, воспаления уха и другие неприятные вещи, станут хоть и не смертельными, но трудно излечимыми, а симптоматика вновь будет тяжёлой, при этом прогноз развития болезни будет отличаться от нынешних в худшую сторону.
Люди будут пять раз думать, прежде чем набить тату
В отсутствие антибиотиков набить татуировку будет делом рисковым. Разумеется, подцепить что-то в тату-салоне сейчас не так просто, как сотню лет назад, но время от времени разные досадные инциденты всё же случаются. И тут уже каждый сам для себя будет определять границы приемлемого риска, особенно с учётом того, что вылечить болячку будет невозможно.
Вдобавок такие болячки весьма неэстетичны и неприглядны, в длительной перспективе могут повлечь ампутацию конечности. А если тату на спине или лице? Голову ведь без далеко идущих последствий не отпилишь!
Соответственно, до нуля упадёт спрос на пластику. Даже сегодня, в условиях почти идеальных, каждая 20-я операция по пластике груди и каждая 50-я по пластике лица заканчивается инфекцией.
И это притом, что люди принимают антибиотики и до операции, и в восстановительный период! А если антибиотик перестанет действовать, укорачивание носа или «подкачка» груди с вероятностью 10-20% будет стоить человеку жизни, и такой риск будет высоким.
Изменится рацион человека
Далеко не только люди сегодня зависят от антибиотиков. Каждый год в США для подкорма скота используется несколько тысяч тонн препаратов, аналогично в России и Европе, Китае — да почти везде, где фермеры и крупные хозяйства могут себе это позволить.
Антибиотик позволяет снизить число больных животных, да ещё и вес увеличивают. Без медикаментозного прикорма животных станет меньше, а это значит, что мясо и молоко сильно подорожают.
И это уже не говоря о том, что простой сальмонеллез станет для человека смертоносным. Разумеется, без мяса люди не вымрут, но качество жизни станет заметно ниже.
Хирургия будет слишком опасна
Взять онкологию — сейчас есть 3 базовых метода лечения: это хирургия, радиотерапия и химиотерапия. Все три вызывают инфекции, так как первый предполагает прямое вторжение в организм, а два остальных убивают лейкоциты, делая заражения неизбежными, поэтому лечение всегда сопровождается приёмом ударных доз антибиотиков.
А если их не станет, у человека будет непростой выбор: отказаться от любых традиционных способов лечения либо столкнуться с практически стопроцентной вероятностью смерти от бактерий и вирусов.
То же будет и с другими серьёзными хирургическими вмешательствами. Даже сегодня операции на открытом сердце или пересадка органов — задача непростая. Дополнительный риску здесь связан с тем, что антибиотики помогают человеческому телу «примириться» с трансплантатом, и без их приёма отторжение станет значительно более вероятным. Следовательно, болезнь, при которой человеку показано лечение при помощи скальпеля хирурга, станет летальной.
Да что там говорить про высокоинвазивные вмешательства, если даже небольшие ссадины, порезы или занозы, укусы животных будут приводить к смерти? То же можно сказать и про аварии или ожоги: если человек не погибнет от травм, он будет медленно и мучительно погибать от инфекционных заболеваний. Всё это потребует новых подходов к правилам техники безопасности, дорожного движения и другим регулятивным практикам.
Презервативы станут товаром №1, а роды вновь станут опаснейшей штукой
Большую часть венерических болячек сегодня «гасят» при помощи антибиотиков. Если они не будут работать, то продолжительность и качество человеческой жизни сократится на порядок.
Впрочем, такие болячки есть уже сегодня: взять хотя бы выявленный в Японии в начале десятых штамм гонореи, которая совершенно не лечится и в теории может быть даже опаснее СПИДа, как минимум — смертоноснее.
Кроме того, есть ЗППП, которые не приводят к немедленной смерти, но в долгоиграющей перспективе — да. Сифилис вызывает паралич и умственные отклонения, хламидии — бесплодие и тому подобные «радости». Как быть, если вылечить гонорею не представляется возможным? Защищаться, поэтому производители презервативов сказочно обогатятся.
Отсюда и другая проблема — рожать тоже станет опасно. По статистике, на 100 тысяч родов пять сотен женщин умирали, пока не появился пенициллин. Сейчас на то же число успешных родов количество летальных исходов не превышает 10-15, то есть обзавестись потомством стало в 40 раз безопаснее.
А теперь представим себе обратный процесс и прикинем, как скоро миру потребуется обратный демографический переход с 10-12 детьми на семью, чтобы хотя бы 3-4 дожили до появления собственных? То-то и оно!
Экономические факторы
Мир без антибиотиков скажется даже на тех, кто здоров и бодр. Почему? Прежде всего, всех нас будет ждать кризис экономики. Люди будут болеть и терять работоспособность, некоторые будут умирать.
Вполне логично предположить, что смерть высококлассного специалиста в 40 лет после того, как он словил себе столбняк, сорвав ноготь на рыбалке или во время летнего отдыха, обойдётся экономике заметно дороже, чем смерть такого же специалиста от старости в 80-90 лет.
Чтобы лечиться, человеку придётся заметно чаще уходить на больничный. Это скажется на системе медицинского и социального страхования.
Супербактерии, устойчивые к антибиотикам, фиксируются всё чаще. По статистике на североамериканском континенте ими инфицирован уже каждый 10-12 человек, и выявляются всё новые случаи.
При этом даже сегодня 20-30 тысяч случаев в год в одних США оканчиваются смертью пациентов, и это лишь начало. Медики убеждены, что к середине века смертность от этой напасти будет превышать таковую для онкологических заболеваний и ВИЧ.
Ни одного способа избежать этой беды научный мир пока не предлагает, разве что сократить, а то и свести к нулю число случаев использования антибиотиков без соответствующего назначения медицинского специалиста. В сущности, это не такая уж большая плата за шанс вылечиться от смертоносной заразы, но дозрело ли человечество до осознанных коллективных действий?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 4 невероятно древних государства, о которых мало кто слышал
✅ 16 фактов о Лихтенштейне: нет своей валюты, нет языка, зато много денег
✅ 5 навыков первобытных предков, которые начисто утратили современные люди