Уже давно по интернету и по разной популярной литературе гуляют «10 ассертивных прав человека», сформулированных Мануэлем Смитом.
Ассертивность – это способность отстаивать свои права. Когда-то они мне очень нравились (да и сейчас они вовсе неплохи), но теперь я вижу и другую сторону – что происходит, когда этими правами начинаешь злоупотреблять.
Вот этот список прав:
1. Я имею право ставить оценку собственному поведению, мыслям и эмоциям и быть за их последствия в ответе.
2. Я имею право не извиняться и не объяснять мое поведение.
3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
4. Я имею право изменить мое мнение.
5. Я имею право ошибаться и отвечать за ошибки.
6. Я имею право сказать: «Я не знаю».
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
8. Я имею право принимать нелогичные решения.
9. Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».
10. Я имею право сказать: «Мне это безразлично».
Эти права важны в ситуации, когда «Я» человека почти буквально вдавлено внутрь, зажато до удушающей тесноты базовой установкой «другие – они стократ важнее, чем я, и я обязан сделать все, чтобы им не мешать». Опора на них может помочь выправить это внутреннее давление, расправить грудь и дышать свободнее (хотя только этих правил – мало). Однако тут возникает нередко и другая крайность, очень хорошо заметная в интернете: «Я» расширяется настолько сильно, что уже других – не существует, уже другие люди должны непрерывно сжиматься, разбегаться в стороны и носиться с моими чувствами.
«Я имею право – а вы нет». «Я имею право изменить свое мнение и не объяснять мое поведение – а вы нет».
Но по факту – если это право имею я, его имеют и другие. Более того: «я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение» не означает и того, что другие люди не имеют права просить у вас извинений или объяснить ваше поведение.
А признать это в ситуации, когда ты из состояния «я тварь дрожащая» пружиной распрямляешься в «я право имею!» – трудно, логика инерции занесет в «только я право имею» (как раньше было «только вы право имеете!»). «Уважайте мои чувства, а я ваши – нет, мои важнее».
Если докрутить настройки этих прав до максимума – получится какой-то антисоциальный психопат, не меньше, или сверхранимая личность, главный девиз которой – «Если вы меня еще эмоционально не травмировали, то это не ваша заслуга, а моя недоработка».
Это правда бывает сложно – наряду с «я имею право принимать нелогичные решения» соглашаться, что и другой может принимать нелогичные решения (которые сказываются на нас), не давать никаких объяснений нам и сказать нам «мне это безразлично». Выстраивание мало-мальского диалога подразумевает, что есть два равноправных участника.
Замечательный психотерапевт Александр Моховиков как-то сказал: «Я считаю, что если я уважаю свою этику и признаю ее, то неизбежно признаю, что любой имеет право на свой собственный индивидуальный кодекс, и тогда у меня есть единственная основа для отношений с другим человеком – уважение».
В противном случае просто нет отношений.
Илья Латыпов