Найти в Дзене
АвТОгус

"Мужчина и женщина" кто же в действительности выделил средства на фильм? И это не компания Ford!

Я люблю кино. Наверное не каждый может похвастать тем, что пересматривает в день минимум два фильма. Обычно на это есть время у кинокритиков, но я, так уж вышло, больше 30 лет связан с автомобилями. И тем не менее чтение и просмотр кинолент мои главные увлечения. Кулинария не в счет, едим мы как минимум два раза в день. Так к чему я это? Совсем недавно я решил пересмотреть фантастический, по своей сути, фильм "Бобби Дирфилд" снятый режиссером Сидни Поллаком. В отечественный прокат он вышел не в 1977, а 1982 году, да еще и под другим названием - "Жизнь взаймы". Хотя, если честно, к Ремарку он никакого отношения не имеет, хоть и вроде снят по мотивам романа. Который в свою очередь назывался тоже иначе, а именно "Небеса не знают любимчиков". Почему Поллак снял свою, не менее интересную и грустную историю, я сегодня рассказывать не буду. Если кому-то интересно, то вот ссылка на статью. Сегодня мы поговорим про картину появившуюся на 10 лет раньше, а именно "Мужчина и женщина". Ее снял уже французский режиссер Клод Лелуш. Кстати она тоже, в оригинале называется так - "Один мужчина и одна женщина". Почему я вдруг решил написать про этот фильм? Да, автомобили в нем действительно интересные, но меня поразил тот факт, что с чьей-то легкой руки эту работу многие называют отличным примером "продакт плейсмента". Так ли это на самом деле? Да, третьим и несомненно не менее важным героем ленты стал автомобиль Ford Mustang. Но вот платила ли корпорация за это? Или может быть денег дала крупнейшая торговая сеть компании "Ford France"? И то и то не является верным. И вот почему. Никто из тех, кто повторяет из года в год это мнение по какой-то причине даже не удосужился прочитать воспоминания самого режиссера. Которое он назвал "Баловень судьбы".

Когда тебе 28 и ты снял пять полнометражных фильмов и три документальных, но эти работы не принесли тебе известности и признания. Нет, тебя знали в кинематографических кругах, ты общался с актерами, режиссерами и агентами, но все твои работы провальны. В пору опустить руки или, что еще проще, наложить их на себя. Клод Лелуш отправляется в Довиль. И именно там увидев женщину с ребенком на пустом пляже ему приходит в голову идея новой картины. Это и был фильм "Мужчина и женщина". Он несется в Париж и с ходу предлагает свою идею Пьеру Бронберже, стоявшему у истоков "новой французской волны" Но, как описывает встречу с метром сам Лелуш того не впечатлил набросок сценария.

....сейчас идут только фильмы о Джеймсе Бонде, детективы и боевики. Ваша сентиментальная история не заинтересует никого, кроме мужей, потерявших жену, и жен, потерявших мужа. Это несколько сужает клиентуру.
Мне не горько, просто грустно оттого, что этот человек, первым поверивший в меня, тот, кто с самого начала меня поддерживал и кто, следовательно, должен был бы стать продюсером "Мужчины и женщины", им не будет.
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"
-2

Но видимо действительно нужно бесконечно влюбиться в собственное, пусть и не воплощенное на экране, детище. И Лелуш звонит сценаристу Пьеру Юттерховену, с которым они за два месяца создадут сценарий будущей картины. Но и это еще не все. Клод, на свой страх и риск решает обратиться к звезде Жану-Луи Треньтиньяну, а тот уже самая настоящая звезда.

К счастью, мне удается почти сразу с ним соединиться. Он меня помнит и приглашает приехать к нему в этот же вечер. Около одиннадцати часов я выхожу от Трентиньяна, понимая, что пережил один из самых значительных моментов в жизни. Впервые я ангажировал кинозвезду. Самое замечательное, что Трентиньян дал мне свое согласие после простого рассказа о сценарии, не прочитав ни строчки. Правда, читать еще было нечего.
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"

Неугомонный Лелуш обращается к своему давнему приятелю Пьеру Бару который и знакомит его с композитором Франсисом Леем. Они еще не знают, что проснуться знаменитыми совсем скоро, а пока эта троица собирается сделать музыкальную мелодраму про историю любви.

-3

Причем главные составляющие уже есть - режиссер, сценарист, автор музыки и исполнитель. Есть даже главный герой. Но нет героини. Лелуш решается пригласить в дом своей мамы саму Роми Шнайдер и озвучить свое предложение. Увы, актриса отвечает решительным отказом. К тому же не очень лестно отзывается о самом Клоде и его работе в кино. И тогда, узнав, что молодой режиссер хочет видеть в картине звезду фильмов самого Феллини Трентиньян предлагает пригласить на роль Анук Эме.

-4

— Забавно, что вы сказали мне о ней. Она моя самая близкая подруга. Хотите, я позвоню Анук, чтобы от вашего имени предложить ей роль?
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"

И, о чудо, Анук вроде бы не против. Единственное чего нет у всей команды это денег. Нет и Трентиньян и Эме люди достаточно обеспеченные, но снимать фильм за свои средства они не горят желанием. Лелуш узнает, что партнер отца должен ему 20 тысяч франков. Он собирается выбить этот долг. И полный решимости отправляется в Страсбург . По дороге он встречает певицу Николь Круази, которой вкратце пересказывает идею своей будущей картины и уговаривает спеть в ней вместе с Пьером Бару. Конечно же денег с должника получить не удается. Как пишет Клод, тот просто сбежал, увидев его. И тут удача кажется улыбается Лелушу. Он встречает еще одного своего приятеля Боба.

Робер Амон, а проще Боб, — один из тех персонажей, которых способно порождать только седьмое искусство. Официально он поставляет фильмы за рубеж, и его можно было бы назвать своего рода профессиональным маклером — одним из тех остающихся в тени людей, кого зрители не знают, чьи фамилии нигде не появляются, но без кого не делается ничего. Всем — или почти всем — он очень нравится, так как он человек увлеченный и симпатичный. И все — или почти все — его уважают, ибо наделяют его неким шестым чувством. В кинематографической среде, сотканной из суеверий, удач, рискованных ходов и ставок ва-банк, обладать шестым чувством все равно что быть директором казино в Монте-Карло.
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"
-5

Лелуш просит того дать 50 тысяч франков для съемок фильма. Но Амон, будучи человеком практичным, предлагает Клоду забыть про свою идею, а снять для него более прозаичное кино. Но которое гарантировано будет иметь успех в прокате. Сюжет прост как доска. И Клод решает схитрить. Он берет деньги и обещает снять низкопробный боевик. Еще 40 тысяч, но уже долларов, удается стрясти с канадского прокатчика. Правда тот ставит веское условие - фильм должен быть цветным, иначе более требовательный американский и канадский зритель на него не пойдет. Что делает Лелуш?

Тогда я пускаюсь на хитрость. Вернее, прибегаю к уловке в виде компромисса. Не говоря, естественно, ни слова моему заказчику, я решаю сделать натурные съемки «Мужчины и женщины» в цвете, а интерьеры снять в черно-белом изображении. Этот прием даст мне возможность не выходить за рамки бюджета. Если мне чуть-чуть повезет, то будущие зрители фильма, не зная моих низменных материальных соображений, увидят в этом приеме оригинальное художественное новшество.
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"

У плода Лелуша есть заветные 250 тысяч франков. И можно начинать съемки. Но тут возникает новая проблема, агент представляющий интересы Трентиньяна и Эме, Жерар Лейбович не соглашается на проценты от проката, а требует пусть и мизерный, но гонорар для актеров. Клод находит еще 100 тысяч.

-6

Конечно же популярность Эме и Трентиньяна сделала свое дело. За первую неделю съемок они умудрились создать достаточный резонанс в кинематографической среде и прессе. На съемках даже появляются телевизионщики, которые снимают документальный фильм о фильме.

Но вот мы и подходим к самому интересному. К тому какое отношение имела компания Ford к съемкам? Наверное эту часть лучше не пересказывать своими словами. Лучше самого режиссера никто все равно не скажет.

-7

Автомобиль — белый «Форд Мустанг». С точки зрения устойчивости бывают машины лучше, но вид у него великолепный. Это авто — третья кинозвезда моего фильма. И бесценный подарок судьбы. Сначала я обратился с просьбами ко всем известным автомобильным фирмам Франции. Все отнеслись ко мне с презрением. Но потом я случайно встретил молодого владельца компании «Форд Франс». Когда я рассказал ему сюжет «Мужчины и женщины», а главное — о той роли, какую будет играть в фильме гоночный автомобиль, пилотируемый Трентиньяном, он пришел в восторг. Он сразу предложил мне один из его автомобилей, участвующих в ралли в Монте-Карло. И пожелал быть вторым гонщиком рядом с моей кинозвездой. Мне даже не пришлось излагать свой план. Динамичного президента — генерального директора гораздо больше увлекала перспектива быть в гонке в дуэте с Трентиньяном, чем сам мой фильм. И хотя он мне об этом прямо не сказал, я прекрасно понял, что предоставление «Мустанга» зависит от его участия в гонке. Это значения не имело… Важнее всего было получить автомобиль, не платя ни сантима. Он проносится в ночи, как снаряд. В кабине актер, играющий роль гонщика в авторалли (кем он действительно является в жизни), вместе с директором фирмы в роли его второго пилота…
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"
-8

Звали этого директора Анри Шемен. И именно ему мы обязаны появлению автомобиля в фильме. И я снова процитирую Лелуша - Важнее всего было получить автомобиль, не платя ни сантима. Правда в картине мы видим две машины. Белые Ford Mustang №184 и №145. Оба автомобиля были дисквалифицированы, впрочем в тот год такая участь постигла и многих именитых гонщиков. В салоне первой сидели Анри Гредер/Мартиан Деланде, а во второй Жан-Луи Трентиян/Анри Шемен. Но и та и другая в кадре встречаются. А вот как описывает Клод сам процесс съемок.

-9

На каждом повороте меня бросает о дверцу. А виражей на этом авторалли в Монте-Карло много. Но я спокоен. Жан-Луи не только большой актер, но и один из лучших французских автогонщиков; он чувствует себя уверенно и за рулем, и перед кинокамерой. Вопреки обыкновению он отвернулся от объектива. Устроившись на заднем сиденье, я снимаю 16-мм камерой, которая благодаря небольшому размеру и удобству в обращении позволит мне создать у зрителя впечатление, что он находится в машине Жан-Луи и участвует в знаменитом ралли. Мой главный оператор Жан Коломб последовательно располагает свою камеру в разных местах маршрута, постоянно держась на обочине трассы. Он снимает 35-мм камерой. Я работаю как оператор кинохроники, он — как кинооператор. Его пленки, смонтированные с моими, придадут этой гонке темп, близкий к реальному. Адский ритм, который будет поддержан музыкой. Я уже слышу, как звучит аккордеон Франсиса Лея, взвизги скрипки и скрежет руля… Мелодия ускоряется с каждым оборотом колеса, соединяя мечты о победе с образами женщины, ждущей дома, в Париже. Телефонный звонок — и… приезд мужчины, за ночь пересекшего всю Францию, чтобы снова увидеть ее…
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"

-10

Лелуш сам дважды перемонтировал фильм. В результате все продюсеры видевшие его пришли в восторг. Однако реальную помощь оказал эмигрант из России Александр Мнушкин. Именно он выступил посредником и выкупил права на фильм "Мужчина и женщина" у Робера Амона.

Оставалось решить проблему моего контракта с Бобом. Мнушкин взял дело в свои руки, играя роль посредника, чтобы договориться о выкупе этого контракта от имени «Юнайтед Артистс». В конечном счете сделка оказалась чрезвычайно выгодна для Боба Амона, перепродавшего «Юнайтед Артистс» за два миллиона франков контракт, за который он мне заплатил пятьдесят тысяч. Более того, он сохранил за собой и десять процентов с проката. Я не получил ни сантима, но эта сумма стала выкупом за мое освобождение.
источник книга Клода Лелуша "Баловень судьбы"

Но Клод Лелуш еще не знал, что его детище получит впоследствии более 40 наград, в числе которых Гран-при Каннского фестиваля и две премии Американской академии "Оскар". И да корпорация Ford, как видите, тут совершенно не при чем.

-11

Еще один интересный факт. А Анук Эме встретила свою любовь во время съемок и вышла замуж за исполнителя главной музыкальной темы Пьера Бару, в ленте он играл ее мужа.

-12