Такое в истории России уже было.
Первый раз – в конце 16 – первой половине 17 веков. Сначала Иван 4 Грозный в 1581 году ввёл так называемые «заповетные лета», лишив свободы передвижения крестьян. Затем в 1649 году – в Соборном Уложении – то же самое было прописано и для посадских, т.е. горожан. Причина проста – активная внешняя политика при отсутствии денег в казне.
Второй раз – 30-е годы 20 века. Тогда, кстати, всё тоже начиналось с идеи привлечения на производство и строительство заключённых. Так, уже в 1929 году правительство – Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) – издало соответствующее постановление. А уже в 1930 году возник печально известный ГУЛАГ – Главное Управление лагерей Советского Союза.
Как и следовало ожидать, одними зэками обойтись не получилось. Следуя исторической традиции, снова закрепостили крестьян, введя в 1932 году паспортную систему. Паспорта выдавались только горожанам, и только наличие паспорта позволяло свободно передвигаться по стране. Советские же колхозники оказались «крепки» своим колхозам, в которых им предстояло трудиться на благо государства за трудодни, выживая, в основном, за счёт своих огородов. Лишь с 1958 года паспорта начали выдаваться и крестьянам.
Активное промышленное строительство в 30-е годы не сопровождалось созданием для рабочих приемлемых бытовых условий. Особенно остро по всему Союзу стояла жилищная проблема, а на окраинах в дополнение к ней и проблема снабжения. Текучка как промышленных рабочих, так и строительных наблюдалась страшная. В условиях приближения войны такое положение дел являлось нетерпимым, что и заставило государство, в конце концов, пойти на использование мер административного принуждения и в отношении горожан.
Случилось это только в 1940 году, когда был принят указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». В частности, в нем говорилось: «Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.
Уход с предприятия и учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения».
Действие закона было отменено лишь в 1956 году.
И вот, ПМЭФ – 2023: первая ласточка третьего раза? Очень надеюсь, что нет, но всё равно тревожно. Видимо, просто совпали эти два события – форум и нехватка рабочих на «АвтоВазе». Но ведь и на других предприятиях, особенно оборонных, кадровый вопрос стоит не менее остро. Не станет ли инициатива М.Ю. Соколова заразительной и не войдут ли потом вышестоящие органы во вкус с точки зрения мобилизации населения через некоторые ограничения его прав? Ведь нет-нет, да прорывает иногда некоторых "деятелей" заявлять о том, что крепостное право в России было одной из духовных скреп нашего общества.
А как вы думаете?
Читайте, подписывайтесь, высказывайте своё мнение и пишите в комментариях о том, что хотели бы узнать и какие темы обсудить. Ставьте лайки, если понравилось!