Тема: Правовой анализ порядка предоставления и использования материнского (семейного) капитала (на примере правоприменительной практики).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что материнский (семейный) капитал – это государственная поддержка семей, имеющих детей. Он является одним из стимулов повышения рождаемости в стране. Ослабление потребности в детях, распространение семей, не желающих иметь двоих и более детей из-за своего материального положения, восприятие уровня жизни, связанное с объективными жизненными трудностями, с повышенным уровнем требований, низкой ценностью нескольких детей в сравнении с другими жизненными приоритетами рассматриваются, как основные причины проблемной демографической ситуации в стране. Большинство молодых семей не могут решиться на рождение детей не только из-за серьёзности данного решения, но и отсутствия возможности достойно их воспитать. Именно поэтому важно, чтобы каждая женщина, которая решилась на рождение ребёнка, была уверена в поддержке государства и была спокойна за будущее своей семьи.
В течение нескольких лет в Российской Федерации наблюдается резкое сокращение численности населения при одновременном старении нации. По оценкам экспертов ежегодно население страны сокращается на 700 тысяч человек. Уровень рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
К поиску решений по выходу из демографического кризиса приложено немало усилий. Знаковым событием стало принятие Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ), направленного на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2006 года в части стимулирования рождения в семье второго ребёнка и урегулирования отношений, связанных с приобретением и порядком реализации прав на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
К реализации закона было приковано внимание самых широких слоёв общества, от отдельных российских семей до конкретных представителей среднего бизнеса, от пенсионных учреждений до высших органов государственной власти. Все они через названный Закон до настоящего времени принимают самое непосредственное участие в реализации государственной политики в сфере демографии и освоении выделенных для этих нужд бюджетных средств.
Обоснование актуальности заявленной темы заключается в том, что она напрямую связана с демографией России, удручающее положение которой у всех на слуху.
В настоящее время проблемам социальной защиты и обеспечения материнства и детства в Российской Федерации посвящено большое количество научных трудов таких авторов, как: С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Л.Д. Воеводин, В.В. Иванов, В Е.А. Козлова, А.Н. Кокотов, Е.А. Лукашева, А.С. Саломаткин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации социальной защиты и обеспечения материнства и детства в Российской Федерации.
Предметом изучения являются порядки и правила при предоставлении материнского капитала в Российской Федерации.
Цель исследования состоит в анализе порядка предоставления и материнского капитала в Российской Федерации на примере правоохранительной практики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- основания возникновения права на получение материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть нормативно – правовое регулирование материнского (семейного) капитала;
- выявить порядок оформления материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть алгоритм действия работников Социального фонда при получении заявления о выдаче сертификата на материнского (семейного) капитала»;
- рассмотреть размер материнского (семейного) капитала. Судебную и правоприменительную практику.
Методологическую основу исследования составляют: законодательство Российской Федерации, научные труды, учебные пособия российских авторов в области материнского (семейного) капитала.
Структура исследования предопределена поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Важно отметить, что право на получение материнского капитала возникает при рождении или усыновлении ребенка, имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства получателя поддержки. При этом не учитываются дети, в отношении которых лицо, претендующее на получение материнского капитала, были права на родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.
1 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
1.1 Нормативно – правовое регулирование материнского (семейного) капитала
Более 10 лет назад в наш обиход прочно вошёл термин «материнский капитал». Мы часто используем его, однако далеко не всегда правильно. В настоящее время в повседневной жизни понятие «материнский капитал» может использоваться в широком и в узком значении. В первом случае речь может идти о разных мерах государственной поддержки семей с детьми. Например, «материнским капиталом на одного ребёнка» часто называют ежемесячные выплаты, назначаемые в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка. Это не совсем корректно, поскольку законодательное определение рассматриваемого понятия достаточно узкое [16].
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда России на реализацию мер государственной поддержки семей с детьми, предусмотренных исключительно этим Законом. Такие меры направлены на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения матери детей, а также уровня жизни семьи.
Рассматриваемая мера государственной поддержки пользуется достаточной популярностью. Ведь за время ее существования более 80 млн. семей с детьми получили государственные сертификаты на материнский капитал. Поэтому продление действия программы материнского капитала на 2018-2023 годы было встречено с энтузиазмом [27].
Правом на получение материнского (семейного) капитала возможно воспользоваться только один раз определенным категориям граждан, которые предусмотрены в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [2]. Доказательством права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ – государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, в систему законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, входит:
- Конституция Российской Федерации, часть 2 статьи 7 закрепила положения об обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также статья 38 говорит о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, т. е. государство должно предпринимать меры по поощрению материнства, охране интересов матери и детей, укреплению семьи и ее социальной поддержке, меры материального, социального и организационного характера [1];
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ установил дополнительные меры государственной поддержки семьям и гарантирует им достойный уровень жизни [3];
- Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [6];
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [5];
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4];
- Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путём компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 380 [10];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», который рассматривает, на какие именно виды расходов, связанные с улучшением жилищных условий, могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, а также порядок подачи документов и сроки перечисления средств [8];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребёнком (детьми) расходов». Данный нормативный акт устанавливает порядок направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком, в любом образовательном учреждении Российской Федерации, которые имеют право на оказание образовательных услуг, также устанавливает порядок предоставления документов [9];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873 «O порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». Данное постановление устанавливает общий порядок приёма и рассмотрения заявлений о выдаче государственного сертификата, а также контролирует порядок ведения федерального регистра лиц, которые имеют право на получение материнского (семейного) капитала [11].
Таким образом, материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных в Семейном кодексе Российской Федерации. Это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлён второй ребёнок, а также третий, четвёртый и любой следующий ребёнок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось.
1.2 Порядок оформления материнского (семейного) капитала
Материнский (семейный) капитал – это одна из мер государственной поддержки семей с детьми, которая обеспечивает возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. Право на материнский капитал подтверждается государственным сертификатом (статья 2 Федерального закона № 256-ФЗ).
Право на получение материнского капитала имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места их жительства (ч. 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ) [20]:
- женщины, родившие (усыновившие) первого ребёнка начиная с 01.01.2020;
- женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка начиная с 01.01.2007;
- женщины, родившие (усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребёнка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребёнка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007.
- В случае отсутствия отца/усыновителя, признание его умершим, лишённым родительских прав, или если он совершил умышленное преступления против своих детей право на материнский (семейный) капитал получает:
- несовершеннолетний сирота, либо ребёнок, не достигший совершеннолетия, оставшийся без попечения родителей, которые ранее имели право на матерински (семейный) капитал;
- совершеннолетний ребёнок в возрасте до 23 лет, который также остался без попечения родителей и обучающийся в учебном заведении на очном отделении (исключение составляет освоение программ дополнительного профессионального образования).
В круг лиц, имеющих право на материнский капитал, не входят иные родственники ребёнка, кроме его родителей (усыновителей), например, дяди, тёти, бабушки или дедушки. Однако такие родственники могут распоряжаться средствами материнского капитала, право на которые принадлежит ребёнку, если они являются усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями соответствующего ребёнка.
Важным условием возникновения права на материнский капитал является наличие гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребёнка как у женщины, родившей (усыновившей) ребёнка, так и у ребёнка, с рождением (усыновлением) которого связано возникновение этого права (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016; ч. 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).
Право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребёнка (детей) (ч. 7 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ).
Документом, подтверждающим право на получение материнского капитала, является государственный сертификат. Для его оформления установлены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утверждённые Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180-н, которые определяют порядок предоставления документов и их список.
Пакет необходимых документов при стандартной подаче заявления матерью должен в себя включать [25]:
- заявление о выдаче государственного сертификата;
- паспорт заявителя, удостоверяющий личность, место жительства (пребывания) и гражданство Российской Федерации;
- свидетельства о рождении всех имеющихся детей;
- свидетельства об усыновлении (для усыновлённых детей);
- документ, свидетельствующий о наличии у ребёнка гражданства Российской Федерации.
Кроме этого, при подаче заявления может потребоваться СНИЛС заявителя.
Заниматься подачей документов на материнский (семейный) капитал может не только его правообладатель, но и уполномоченное им лицо. В случае если интересы заявителя представляет другой гражданин, помимо вышеуказанного комплекта документов, понадобятся:
- нотариально оформленная доверенность (для доверенного лица);
- паспорт доверенного лица или законного представителя.
Если в качестве заявителя выступает отец (усыновитель), то к основному пакету добавляются документы, подтверждающие переход к нему прав на получение выплаты:
- свидетельство о смерти матери (усыновительницы);
- судебное решение, объявляющее мать умершей;
- решение суда в отношении матери о лишении ее родительских прав;
- приговор суда, подтверждающий совершение преступления матерью в отношении детей.
- Кроме этого, следует иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона на получение материнского (семейного) капитала не имеет права отец (усыновитель):
- являющийся отчимом для первого ребёнка;
- дети которого признаны оставшимися без опеки родителей после смерти матери.
После того как пакет документов собран, его необходимо представить их в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).
Подать заявление можно несколькими способами:
- путём личного обращения;
- на портале государственных услуг;
- на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации;
- в отделении МФЦ;
- заказным письмом с уведомлением.
Заявление, поступившее в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежит регистрации и последующему рассмотрению. Заявителю при этом должна быть выдана расписка о получении документов. Если заявление отправлялось почтой, расписка будет отправлена письмом на адрес, указанный в заявлении в качестве места проживания.
При электронной подаче документов подтверждение о принятии будет выслано на электронный адрес. При личной подаче – расписка выдаётся непосредственно в руки заявителя сотрудником, принявшим документы.
При подаче заявления и документов лично территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов.
В том случае, если к заявлению будут приложены не все требуемые копии документов, такое заявление вместе с приложенными к нему документами в пятидневный срок возвращается заявителю с указанием причины возврата для исправления недостатков.
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ органам пенсионного обеспечения дано 30 дней на рассмотрение и вынесение решения. За этот период специалистами Пенсионного фонда Российской Федерации проводится проверка достоверности представленных сведений.
В ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ устанавливается пятидневный срок для отправки уведомления о принятом решении заявителю. Если заявление подавалось через МФЦ, то ответ о принятом решении будет отправлен в этот центр.
Отрицательное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган пенсионного обеспечения или в суд.
При получении уведомления о принятии положительного решения о выдаче государственного сертификата указанный документ будет выдан на руки в виде бумажного свидетельства или в электронной форме. Форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180н.
1.3 Алгоритм действия работников Социального фонда при получении заявления о выдаче сертификата на материнского (семейного) капитала
В контексте социальной политики Российской Федерации материнский (семейный) капитал является важной формой государственной поддержки семей, имеющих детей. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение, включая воспитание детей (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Социальный фонд РФ играет значимую роль в предоставлении и использовании материнского (семейного) капитала. Этот алгоритм действий разработан для оптимизации процесса работы с заявлениями. Следует отметить, что право на получение материнского капитала возникает при рождении или усыновлении ребенка, имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства получателя поддержки. При этом не учитываются дети, в отношении которых лицо, претендующее на получение материнского капитала, было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление. Не берутся в расчет и усыновленные пасынки или падчерицы потенциальных получателей поддержки.
1. Получение заявления. Работник фонда принимает заявление о выдаче сертификата на материнский капитал. Заявление включает данные о заявителе, а также необходимые документы, подтверждающие право на получение капитала. При получении заявления работник Социального фонда проверяет поданное заявление и приложенные документы на полноту и правильность информации, а также на соответствие установленным требованиям.
2. Первичная проверка. Работник фонда проверяет документы на полноту и правильность. Если обнаруживаются недостатки или ошибки, заявитель получает уведомление с указанием необходимых корректировок. Если заявление и приложенные документы соответствуют всем требованиям, работник Социального фонда принимает заявление к рассмотрению.
3. Верификация данных заявителя. Фонд проверяет данные заявителя в различных государственных регистрах для подтверждения их правильности и актуальности. Этот этап включает проверку данных о рождении детей, семейном положении заявителя, наличии предыдущих заявлений на материнский капитал и других факторов, влияющих на право заявителя на получение капитала.
4. Подготовка решения: На основе результатов проверки работник фонда подготавливает проект решения о предоставлении или отказе в выдаче сертификата.
5. Утверждение решения. Решение утверждается в установленном порядке. Если решение положительное, заявителю выдается сертификат на материнский капитал. В случае отказа заявителю предоставляется обоснование отказа и указываются возможные пути обжалования. После завершения проверки, если заявитель имеет право на получение материнского капитала, работник Социального фонда принимает решение о выдаче сертификата на материнский капитал. После принятия решения работник Социального фонда уведомляет заявителя о результате рассмотрения заявления и о дате выдачи сертификата.
6. Оформление и выдача сертификата. В случае утверждения заявления работник фонда оформляет сертификат на материнский капитал и передает его заявителю.
Этот алгоритм действий обеспечивает правильное и своевременное предоставление материнского капитала заявителям, а также важен для предотвращения ошибок и злоупотреблений. Он также обеспечивает прозрачность процессов для граждан, простой и понятный механизм получения полагаемых льгот и выплат.
2. РАЗМЕР МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА. СУДЕБНАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
2.1 РАЗМЕР МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на материнский капитал возникло до 01.01.2020, а также для лиц, у которых данное право возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка начиная с 01.01.2020, составляет 483 881 рубль 83 копейки.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на материнский капитал возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, при рождении (усыновлении) второго ребёнка увеличивается на 155 550 рублей.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на материнский капитал возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребёнка и последующих детей начиная с 01.01.2020, если ранее такое право у них не возникло, составляет 639 431 рубль 83 копейки (Приложение А).
Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ; ч. 2, 4 ст. 1 Федерального Закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей») [18]:
- улучшение жилищных условий на территории Российской Федерации;
- получение образования ребёнком (детьми);
- формирование женщиной накопительной пенсии;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) начиная с 01.01.2018 второго ребёнка.
Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал. В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления). Например, в случае направления средств материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка (ч. 6, 6.1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ; ч. 4 ст. 1, ч. 10 ст. 3 Закона № 418-ФЗ) [26].
При этом направление средств материнского капитала на погашение основного долга по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до достижения ребёнком трех лет недопустимо (п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).
Срок действия (использования) материнского капитала не ограничен. Владелец сертификата может использовать его в любое время по своему усмотрению. В настоящее время выплата материнского капитала продлена до 31.12.2026, то есть ребёнок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, должен родиться (или быть усыновлённым) не позднее указанной даты (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 256-ФЗ).
Материнский капитал можно расходовать одновременно на несколько целей. Например, часть средств разрешено потратить на улучшение жилищных условий, а часть на получение образования ребёнком (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ).
Материнский капитал не подлежит разделу при расторжении брака (п. 2 ст. 34, ст. 38 СК Российской Федерации; п. 1 Письма ФНП от 01.07.2016 № 2305/03-16-3).
Пример. Сертификат на материнский капитал получен до расторжения брака. Супруги, имеющие двух несовершеннолетних детей, расторгли брак в судебном порядке. По решению суда дети должны проживать вместе с отцом. При этом у матери детей имеется полученный ещё до развода сертификат на материнский капитал. Этот сертификат должен остаться у матери. Законодательство не предусматривает раздела сертификата между супругами.
К улучшению жилищных условий, на которые может быть использован материнский капитал, закон относит следующие случаи (ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ; п. п. 2, 3 Правил № 862):
- приобретение жилого помещения. В том числе средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены на счёт эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
- строительство жилого помещения с привлечением строительной организации;
- строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации-подрядчика;
- компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;
- погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на погашение ранее предоставленного кредита или займа на приобретение или строительство жилья;
- оплата участия в долевом строительстве;
- уплата вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов и др.
Приобретаемое (построенное, реконструированное) жилое помещение с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность владельца сертификата, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребёнка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения. Однако в случае приобретения жилья с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов соглашение, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (п. 15(1) Правил № 862; абз. 4, 8 Письма Минюста России от 15.07.2020 № 12/79244-МБ).
Материнский капитал можно направить на оплату обучения ребёнка (детей), в том числе первого, второго, третьего ребёнка и (или) последующих детей, в организациях на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг. Можно оплатить образование как родного, так и усыновлённого ребёнка при условии, что на дату начала обучения возраст ребёнка не превышает 25 лет (ст. 11 Федерального закона № 256-ФЗ).
Средства материнского капитала могут быть направлены на оплату содержания ребёнка и (или) присмотра и ухода за ним в организации дошкольного образования и (или) начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также можно оплатить проживание и коммунальные услуги в общежитии, предоставляемом на период обучения обучающимся, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п.п. 6, 8(1) Правил № 926).
Материнский капитал можно направить на формирование накопительной части пенсии. Данная цель использования материнского капитала должна быть указана в заявлении, представляемом в территориальный орган ПФР. Использовать материнский капитал таким образом могут только матери либо усыновительницы (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ).
До дня назначения накопительной пенсии можно отказаться от использования средств (части средств) материнского капитала по указанному направлению.
По общему правилу женщины, отказавшиеся от использования средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной пенсии, вправе в течение шести месяцев с даты направления территориальным органом ПФР информации о поступлении возвращённых средств на счёт ПФР обратиться с заявлением о распоряжении по иному установленному направлению (направлениям). Данный срок может быть продлён на шесть месяцев. При этом для женщин, отказавшихся от использования средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной пенсии до 19.12.2020, течение установленного срока начинается с указанной даты.
В случае непоступления такого заявления средства (часть средств) материнского капитала считаются направленными на финансирование накопительной пенсии (ч. 2-2.2 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ; ст. 4 Федерального Закона от 08.12.2020 № 409-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») [7].
Если на момент назначения накопительной пенсии женщина не успела распорядиться материнским капиталом, то при назначении накопительной пенсии она может учесть средства материнского капитала в составе пенсионных накоплений (ч. 5 ст. 12 Закона № 256-ФЗ).
Материнский капитал можно направить на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Использование средств материнского капитала осуществляется путём компенсации расходов на приобретение указанных товаров и услуг (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 380).
К документам, подтверждающим приобретение товара, относятся договоры купли-продажи, товарные или кассовые чеки либо иные документы, подтверждающие оплату. Наличие приобретённого товара подтверждается актом, составленным уполномоченным органом в сфере социального обслуживания. Приобретение услуг подтверждается договором об их оказании (ч. 2, 3 ст. 11.1 Федерального закона № 256-ФЗ; п. 23 Административного регламента).
Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 11.1 Федерального закона № 256-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 831-р).
В связи с рождением (усыновлением) с 01.01.2018 второго ребёнка может быть назначена ежемесячная выплата до достижения им трех лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты (ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 418-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н; Информация ПФР).
Заявление о назначении указанной выплаты можно подать в любое время в течение трех лет со дня рождения ребёнка. При этом выплата осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка, либо со дня обращения за ее назначением – в остальных случаях.
Заявление подаётся по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган ПФР непосредственно либо через МФЦ или направляется в форме электронного документа, либо по почте (способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления). Такое заявление можно подать одновременно с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал (ч. 1, 2, 5, 7 ст. 2 Закона № 418-ФЗ; п. п. 5, 11, 14, 16 Порядка).
При этом размер материнского (семейного) капитала ежемесячно уменьшается на сумму данной выплаты. Если материнский капитал использован полностью, выплата прекращается (ч. 11 ст. 3 Закона № 418-ФЗ; Информация ПФР).
Таким образом, в завершении первой главы стоит отметить, что материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, которые установлены в Семейном кодексе Российской Федерации и через него направляются на поддержку семей с детьми. Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в форме права на материнский (семейный) капитал, основано на двух юридических фактах: рождение/усыновление второго и последующего детей в период времени, в течение которого произошло данное обстоятельство. Также такие меры направлены на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения матери детей, а также уровня жизни семьи.
2.2 Судебная и правоприменительная практика
В судебной практике часто встречаются обращения с исками в защиту интересов детей и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации. Рассмотрим гражданские дела о незаконном обогащении за счёт средств материнского капитала.
Пример 1. Скопинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в защиту интересов Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Невскому району г. Санкт-Петербурга, к Поляковой Ю.Н об обязании возвратить денежные средства материнского (семейного) капитала. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Пешиной Т.В. по факту получения средств материнского капитала на улучшение жилищных условий Поляковой Ю.Н. На имя Поляковой Ю.Н. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-4 № на сумму 429 408,50 рублей. 28.03.2014 между Пешиным В.А. и Пешиной Т.В. (продавцы) с одной стороны и Поляковой Ю.Н. (покупатель) с другой стороны, был заключён договор купли-продажи продажи 2/5 долей в праве на жилой дом с использованием заёмных денежных средств. Согласно договору, Займодавец передаёт в собственность Заёмщику денежные средства, а Заёмщик обязуется возвратить заем и выплатить проценты за пользование займом, размер займа составлял 360 847,48 рублей, сумма процентов за пользование займом составляла 68 561,02 руб., общая сумма договора – 429 408,50 руб. В договоре указано, что данный займ использовался исключительно на цели приобретения 2/5 доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. 29.04.2014 Поляковой Ю.Н. в ГУ-Пенсионный фонд Российской Федерации по Невскому району было подано заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 429 408 руб. на улучшение жилищных условий. 28.05.2014 ГУ-Пенсионный фонд Российской Федерации по Невскому району принял решение об удовлетворении заявления Поляковой Ю.Н.
09.08.2017 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2017 отменено решение районного суда и вынесено новое решение, которым исковые требования Пешиной Т.В., Пешина В.А. к Поляковой Ю.Н. о расторжении договора купли-продажи удовлетворены. Право собственности Поляковой Ю.Н. на 2/5 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, прекращено. В апелляционном определении от 09.08.2017 указано, что Полякова Ю.Н. в установленный договором срок не произвела оплату приобретённого имущества по договору купли-продажи; Полякова Ю.Н. не представила в суд бесспорных допустимых доказательств, подтверждающих факт передачи Пешину В.А. и Пешиной Т.В. денежных средств в размере 360 847,48 рублей. Судом установлено, что Полякова Ю.Н. необоснованно обогатилась, в связи с чем определено расторгнуть договор купли-продажи с использованием заёмных денежных средств 2/5 доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 88,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> , заключённый между Пешиным В.А., Пешиной Т.В. и Поляковой Ю.Н. Право собственности Поляковой Ю.Н. на 2/5 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> прекращено. Суд, рассматривавший иск Скопинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Невскому району г. Санкт-Петербурга к Поляковой ЮН об обязании возвратить денежные средства материнского (семейного) капитала, производство по делу № 2-164/2018 прекратил [22].
Пример 2. Иск к Ушаковой Т.В. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований представитель истца – старший помощник прокурора Гатауллина М.С. в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Невского района г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту нецелевого использования средств материнского капитала Ушаковой Т.В., по результатам которой установлено, что 08.09.2016 между К. и Ушаковой Т.В. заключён договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Для покупки данной недвижимости Ушаковой Т.В. 08.09.2016 заключён договор займа с КПК «Содействие». 23.09.2016 Ушакова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе г. Санкт-Петербурга с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала. В ее заявлении указано, что средства материнского каптала будут направлены на улучшение жилищных условий, на частичную оплату по договору купли-продажи квартиры от 08.09.2016. Опрошенная в прокуратуре Ушакова Т.В. пояснила, что намерения улучшить свои жилищные условия и расплатиться полученными средствами материнского капитала в размере 433 026 рублей по договору у неё не было, так как обналиченные средства материнского капитала ей нужны были для погашения долгов, образовавшихся в их семье. Суд постановил взыскать с Ушаковой Т.В. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе г. Санкт-Петербурга сумму неосновательного обогащения в размере 433 026 рублей [23].
Пример 3. Смирнова Н.Г. обратилась в суд с иском к Муращенковой А.В. об обязании исполнить обязательства по договору купли-продажи. В обоснование заявленных требований указано, что между ней и Муращенковой А.В. был заключён договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом. 130000 рублей ответчик должна была передать за счёт средств Сертификата на областной материнский (семейный) капитал, 347848 рублей 25 копеек за счёт заёмных средств, предоставленных КПК «Народная касса». Со стороны истца все обязательства были исполнены в полном объёме, а именно, в день регистрации договора купли-продажи переданы ключи от жилого дома. Ответчик же исполнила свои обязательства только в части, а именно, передав ей денежные средства в размере 347848 рублей 25 копеек. Обязательства в остальной части ответчик обязалась исполнить после – по достижении 3-х летнего возраста второго ребёнка. Однако, до настоящего времени денежные средства в сумме 130000 рублей на лицевой счёт не поступили. Решение суда обязать Муращенкову А.В., ДД.ММ.ГГГГГ. года рождения, уроженку Ленинградской области, исполнить обязательства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГГ. , заключённому между Смирновой Н.Г. и Мурщенковой А.В., по оплате стоимости доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>., в сумме 130000 рублей за счёт средств Сертификата на областной материнский (семейный) капитал серия № №, выданный ДД.ММ.ГГГГГ. , путём обращения Муращенковой А.В. в Департамент г. Санкт-Петербурга по социальному развитию с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, в течение 10 дней со дня вступления решения суд в законную силу [24].
Анализ судебной практики показал, что суды всегда стараются выносить решения, которые отвечают интересам истца.
Таким образом, в заключении второй главы отметим, что для совершенствования государственной семейной политики в Российской Федерации важно:
- обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи и своевременную, полную реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ;
- создать надёжный механизм финансирования государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов;
- провести экспертизу законодательства Российской Федерации и всех законопроектов с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия реализации ею своих функций;
- разработать и реализовать программы правового просвещения семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и другие;
- обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей;
- предусмотреть координацию и финансирование научных исследований;
- осуществлять постоянный мониторинг положения российских семей. В целях обеспечения информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о проблемах семей подготавливать национальные доклады о положении российских семей;
- совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризирующую положение российских семей;
- сотрудничать со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи;
- в целях кадрового обеспечения разработки и реализации государственной семейной политики осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьёй: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная поддержка семьи в Российской Федерации на современном этапе является одним из основных направлений в молодой, ещё формирующейся социальной политике нашей страны.
Матери и дети – это та категория населения России, нуждающаяся в особой поддержке и заботе со стороны государства, так как от неё напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Поэтому каждая семья нуждается в особой заботе со стороны государства и общества.
Одним из новых методов поддержки семей, имеющих детей, стала программа «Материнский капитал, как форма поддержки семьи». Согласно данной программе, женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка или последующих детей после 1 января 2007 года, получают право на дополнительную финансовую поддержку со стороны федерального бюджета. Эти средства – материнский капитал предоставляются матери в форме сертификата по достижении вторым (или последующим) ребёнком возраста трёх лет. Средства материнского капитала женщина может использовать строго по установленным направлениям: на улучшение жилищных условий, на получение образования ребёнком, на накопительную часть пенсии матери, на социальную адаптацию детей–инвалидов.
Выполнение Пенсионным фондом Российской Федерации функций по выдаче материнских сертификатов и выплате материнского капитала привело к положительным результатам в демографической ситуации в стране.
Рассмотрев правоохранительную практику в этом вопросе, можно рекомендовать:
- на основании действующей законодательной базы с целью дополнения и усовершенствования создать единый документ, регламентирующий семейные отношения и определяющий цели, принципы, приоритеты и основные социальные гарантии государственной защиты семей во взаимодействии с институтами гражданского общества;
- основания возникновения права на получение материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть нормативно – правовое регулирование материнского (семейного) капитала;
- выявить порядок оформления материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть алгоритм действия работников Социального фонда при получении заявления о выдаче сертификата на материнского (семейного) капитала»;
- рассмотреть размер материнского (семейного) капитала. Судебную и правоприменительную практику.
Данные рекомендации при их непосредственном воплощении будут способствовать устранению пробелов в реализации программы «Материнский капитал», тем самым усовершенствуется оказание поддержки со стороны государства, упростится принятие решений у семьи на рождение или усыновление второго и последующих детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственная поддержка семей, имеющих детей, преследует благородную цель – улучшение демографической ситуации путём оказания дополнительной помощи семьям с детьми. Тем самым, молодые семьи перестанут бояться за будущее своих детей и смогут обеспечить им достойное будущее, чувствуя поддержку со стороны государства [13].
Целью исследования являлось раскрытие содержания социальной защиты и обеспечения материнства и детства в Российской Федерации.
Задачами являлись:
- основания возникновения права на получение материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть нормативно – правовое регулирование материнского (семейного) капитала;
- выявить порядок оформления материнского (семейного) капитала;
- рассмотреть алгоритм действия работников Социального фонда при получении заявления о выдаче сертификата на материнского (семейного) капитала»;
- рассмотреть размер материнского (семейного) капитала. Судебную и правоприменительную практику.