Найти в Дзене
Читает Шафферт

Книга для подростков об устройстве мозга и нервной системы, написанная учеными

Я всё же приобрела книгу Вячеслава Дубынина и Игоря Сергееева "Мозг и нервная система", прочитала ее и готова рассказать, что мне понравилось в книге, кому она адресована, какие плюсы и минусы я увидела в повествовании.

Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алина Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алина Першина.

Книга "Мозг и нервная система" состоит из двадцати с небольшим глав, в которых говорится о том, из каких структрно-функциональных единиц состоит нервная система, как они друг с другом взаимосвязаны, каким образом она функционирует на разных уровнях (клеточном, органном и системном). Рассказ в книге начинается с общих понятий, разъяснения, что такое рефлексы, зачем нужны астроциты, почему, коснувшись горячего, человек сначала отдергивает руку, а потом вскрикивает. В середине книги авторы подробно описывают, чем занимается каждый из отделов мозга. Заканчивается книга описанием работы органов чувств.

Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.

Насколько подробно преподносится материал? Я бы сказала, что подробнее, чем в школьном учебнике, но не так подробно, как эти темы изучают студенты-медики. Например, рассказывая о рефлексах, авторы не ограничиваются обычным описанием схемы звеньев рефлекторной дуги, состоящей из трех частей, а отмечают разницу между полисинаптическим и моносинаптическим рефлексами, приводят примеры каждого из них. Когда речь идёт о нервной ткани, авторы не ограничиваются тем, что бывают нейроны и глиальная ткань, а останавливаются на разновидностях клеток нервной ткани, рассказывают, какую роль играют олигодендроциты, эпиндемоциты, как закручиваются вокруг нейрона клетки Шванна, образующие миелиновые оболочки. Объясняя работу нервных клеток, авторы рассказывают о натрий-калиевых насосах, которые работают в каждой клетке, и о яде рыбы фугу, который эти насосы отключает. Я уж не говорю о том, что в школьных учебниках обычно написано о симпатической и парасимпатической нервной системах, но нередко напрочь забыто о метасимпатической. В общем, надеюсь, что я доказала: есть в этой книге ряд интересных подробностей, которые выходят за пределы типичного школьного набора знаний.

В то же время не могу сказать, что книга супер-подробная. Например, авторы крайне мало пишут о высшей нервной деятельности, не касаются тем работы памяти и воображения, не поясняют достаточно подробно разновидности нейромедиаторов и принципы их работы (например, о дофамине упоминают, а об ацетилхолине уже нет).

Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.

Следующий важный вопрос - это целевая аудитория книги. Другими словами, детям какого возраста стоит ее рекомендовать? Думаю, что книга будет понятна и интересна тем, кто заканчивает 8-й класс, и более старшим читателям. В 8-м классе изучается организм человека и уже есть немного знаний по неорганической химии. Значит, уже получится понять абзацы вроде:

Описанный только что кратковременный скачок называют потенциалом действия. В нем выделяют две фазы: первая связана с Na+, втторая - с выходом К+. Нейрон за секунду способен генерировать десятки и даже сотни подобных скачков-импульсов. При этом очень важна постоянная и интенсивная работа механизма натрий-калиевого насоса, который удаляет из цитоплазмы вошедшие на первой фазе катионы натрия. Кроме того, насос возвращает в цитоплазму "убежавшие" из нее на второй фазе катионы калия.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.

Что мне нравится в повествовании, так это авторские уточнения и объяснения на примерах и аналогиях. Нервные волокна, покрытые миелиновыми оболочками авторы сравнивают с бусами и новогодней гирляндой, по которой бежит огонек. Механизм суммации, который включается в нейроне, сравнивают с тем, как человек принимает решение о покупке кроссовок. Мозг - с грецким орехом. Все эти сравнения помогают понять реальные механизмы работы нервной системы. Также ценны авторские уточнения устоявшихся схем. Ребенок ведь познает устройство человек с помощью рисунков или моделей и скорее всего не понимает толком, что "сильвиев водопровод" - это отверстие диаметром всего 1 мм, желудочек мозга - это не шарик, наполненный жидкостью, а скорее щель, а длина среднего мозга - едва ли достигает 2 см. Эти уточнения позволяют хотя бы приблизиться к пониманию реальной картины устройства организма.

Анатомические названия структур центральной нервной системы отличаются большим разнообразием. В спинном мозге преобладают зооботанические термины: бабочка, рога, корешки. В головном мозге преобладает инженерная терминология: водопровод, свод, баранка, шатёр, мост.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.

Стоит также сказать об иллюстрациях к книге. Их очень много и они двух типов: сюжетные, связанные с текстом книги лишь ассоциаями художницы, и схемы с изображением анатомических структур или их функционирования. Оба типа иллюстраций превосходны, но особенно меня порадовали сюжетные картинки. Художница Алёна Першина буквально дополняет текст книги, помогая лучше его запомнить. Приведу только один пример: когда авторы рассказывают о промежуточном мозге и объясняют, что каждый из двух таламусов имеет форму яйца, художница изображает сцены из "Алисы в стране чудес", на одной странице Труляля и Траляля приветствуют Алису, на другой - Алиса рядом с Красной королевой любуется на розы. Вполне уместная иллюстрация для описания центра, обеспечивающего гомеостаз и участвующего в формирования эмоций.

Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.
Вячеслав Дубынин, Игорь Сергеев. Мозг и нервная система (Аванта, 2023). Художник Алёна Першина.

Когда я беру в руки научно-популярную книгу для детей, я всегда обращаю внимание на компетенции автора. Для меня важно, был ли это детский писатель, научный журналист или действующий ученый. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Детский писатель умеет создавать целостный текст, понятный маленькому читателю, хорошо адаптирует информацию для младшего возраста, но может не располагать данными переднего края науки или не понимать их, поскольку они слишком сложны. Научный журналист владеет навыками популяризации сложных научных знаний, умеет объяснять сложные вещи десятками разных способов (не только с помощью метафор), но также может не обладать всей полнотой понимания предмета. Действующий учёный же, наоборот, понимает очень сложные и глубокие вещи, но часто может не уметь объяснить их дилетанту или ребёнку. В последнем случае проблема решаема, если этот учёный регулярно работает со студентами, то есть вынужден регулярно объяснять одно и то же таким образом, чтобы понимали люди с разным уровнем знаний и разным мышлением. А значит он в какой-то степени получает навыки популяризатора и тоже может понятно рассказать младшим читателям сложные вещи.

Сама я отдаю предпочтение книгам именно таких авторов - действующих учёных, которые занимаются преподаванием, не бросая занятий наукой. Как правило, они глубоко знают весь базовый материал, хорошо разбираются в достижениях "переднего края" своей науки, а еще здорово объясняют дилетантам, как там все работает. Так вот авторы книги "Мозг и нервная система" - это как раз такие люди. Школьники, которые участвуют в олимпиадах по биологии, отлично знают лекции Игоря Сергеева и Вячеслава Дубынина. Оба ученых преподают в МГУ, а желающие могут легко обнаружить их научные статьи, опубликованные в ведущих научных журналах России и зарубежных стран, и популярные лекции на youtube по разным аспектам биологии. Это значит, что об устройстве организма подросткам рассказывают не люди, которые прочитали и пересказали десяток популярных книг, а специалисты с очень глубоким знанием вопроса, которые может и не будут демонстрировать всей глубины своих знаний, но зато и ошибок не допустят.

***

Интересуетесь ли вы подобными книгами? Раньше я очень много рассказывала про нехудожественную литературу для детей и подростков, а в последнее время опять чаще говорю о художественной.