Друзья, сегодня – 6 июня в день рождения прославленного и выдающегося художника Гжели – Николая Борисовича Туркина (1962–2019) хочу вновь опубликовать произведения его «традиционного» периода творчества и текст статьи гжельского искусствоведа Нины Анатольевны Мухотиной в журнале «Юный художник» за 1991 год.
В отличии от сегодняшнего дня Министерства культуры СССР и РСФСР по заявкам хранителей музеев активно закупали его неординарные произведения.
Николай Борисович Туркин (1962–2019) – художник-керамист, заслуженный художник России. Член Союза художников СССР. Член Московского Союза художников.
Родился в 6 июня 1962 году в городе Киржач Владимирской области в семье художника по тканям Бориса Туркина. Занимался в изостудии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1969–1973), учился в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова (1973–1977). В 1981 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. С 1982 по 1990 год работал художником, а с 1990 по 1997 год главным художником майоликового цеха в деревне Фенино (Гжель).
Мухотина Н. «Писал неизвестный художник Николай Туркин...» // Юный художник, 1991. – № 10. – С. 23–25.
Недалеко от Москвы, в стороне от широких дорог, расположена небольшая деревня Фенино, ничем не знаменитая. Вдоль горизонта тянется полоска леса, и на его фоне очень уютно выглядят дома с кружевными наличниками. В этой деревне размещён один из заводов знаменитой Гжели. Делают здесь майолику – керамику из красной глины: кувшины, блюда, кружки для кваса, шкатулки, солонки и многое другое. В Фенине работает художник Николай Туркин.
Изделия из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в XVIII веке, пленив всех теплотой и рукотворностью – изделия из неё словно овеяны солнечным светом. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.
В Фенино редко заезжают туристы и поклонники Гжели, здесь в тиши собрались молодые художники-единомышленники, они много работают и спорят. Если устраиваются чаепития, то непременно звучат шутки, кто-нибудь расскажет небылицу. Но незаметно такие беседы оборачиваются жаркими спорами о судьбах народного искусства, о новой Гжели... Именно здесь, в деревне, раскрылся талант Николая Туркина, и некоторые работы его – своеобразная летопись жизни небольшого коллектива художников. Например, скульптуры «Муза» и «Гончар», кувшинчик «Фенинский альбом», питьевой набор «Гончары».
Николай очень любит лепить, и первыми его творениями были скульптуры. Позже художника привлекли традиционные возможности гжельской посуды – особенно её формы, сложной, весомой в сочетании со скульптурным убранством. Его персонажи – домашние животные – собаки, петушок. Лепит он и своих товарищей за работой – с кувшинами, горшками.
Как и в давние времена, художник украшает свои изделия пейзажной росписью. В майолике XVIII века пейзаж был навеян миниатюрой, иконописью – потому появились сказочные храмы и терема. А современный мастер стремится вдохнуть в свои произведения дух нашего времени, и объектом его внимания становятся уголки деревенских улочек, небольшие церквушки гжельских сёл.
В росписи Николая Туркина легко узнать конкретный мотив: вот знакомые деревенские дома, дорога и даже водонапорная башня. Николай так и называет свой питьевой набор «Лето в деревне Фенино». Но происходит перевоплощение: меняется масштаб, объёмы предметов становятся собраннее, да и сам пейзажный фрагмент служит частью большого целого – он расположен на тулове кумгана, легко вписан в круглую поверхность.
Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, тёплые желтоватые оттенки в изображении архитектуры и цветочных орнаментов, а ещё – синий и коричневый. В XVIII веке цветовая гамма была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской майолики: ведь за столетия накопил народ множество приёмов росписи, сложились представления о том, как сделать и украсить керамическую вещь.
Долгое время художник находился во власти впечатлений от природы Подмосковья, его вдохновляли ясные очертания русского пейзажа, неяркие краски. Эти композиции напоминают виды из окошка мастерской.
Ещё одним источником вдохновения стал русский печатный лубок, вдумчивый и задорный, где поэтическое начало соседствует с иронией. Гжельские росписи в майолике очень похожи на раскрашенный рисунок. На белой эмали чётко обозначен тёмный контур, остальные краски расцвечивают его. Туркин изображает и композиции с птицами и цветами, геометрическими орнаментами, декоративные и обобщённые.
Настоящим открытием для Николая были росписи по дереву и керамике Валентины Булыгиной, у которой он учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище. На обычных бытовых вещах – блюдах, солонках, шкатулках по воле художницы появляется целая панорама событий... Туркин с интересом всматривался в росписи своего педагога, ведь и сам стремился поведать о повседневной жизни с помощью условных понятий, навеянных искусством русского примитива. Ещё в годы учебы в МСХШ Николай интересовался народным искусством, поэтому, когда стал художником, приехал в Гжель.
Современный промысел продолжает традиции русской керамики, которую делали в старину гжельские крестьяне. Трудно понять майолику Гжели без связи с крестьянским бытом. Многие мотивы и символы народного искусства повторяются в вышивке, дереве, керамике, металле. Например, изображение птиц или геометрический орнамент.
Гжельцы выполняли из майолики всю необходимую в домашнем обиходе посуду – от горшков до сервизов, но делали здесь и вещи, которые сегодня имеют художественную ценность – дарственные квасники и кумганы. Николай тоже создаёт эти традиционные произведения, которые радуют глаз особой стройностью, неожиданной пластикой. По форме они напоминают свой прообраз – глиняную флягу, но благодаря росписи и деталям приобретают «живой», завораживающий характер. Дисковидное тулово твёрдо стоит на ногах – львиных лапах, его венчает объёмная крышка, которая возвышается на изящной шейке. Завершают изделие стройные изогнутые носик и ручка. Едва ли кто-нибудь с уверенностью может сказать, как появились на нашей земле эти «восточные» по своему абрису произведения – может быть, они попали в подмосковные деревни по Касимовскому тракту из Золотой Орды? Или служили славянам как жертвенные сосуды ещё в языческих обрядах? Сейчас об этом можно лишь догадываться или спорить, но гжельские крестьяне сумели ещё в те времена уловить пластику «восточной» формы, выполнить её из глины на гончарном круге. Кумганы и квасники словно воплощали собой мечты о прекрасном и необычном.
В своих произведениях мастера из народа воссоздают картину мира. Поэтому так часто на плечиках сосудов размещаются целые сценки из скульптурных персонажей – это и музицирующие пары, и крестьяне с детьми, а иногда батальные сцены. Очевидно, гжельские мастера получали много впечатлений от архитектурных форм XVIII века и их пластики, знаком им был и лубок.
Николай Туркин относится к своей работе как исследователь. Первое время он подолгу работал в запасниках музеев, изучал коллекции старинной керамики Гжели, пытался представить себе истинный облик этого промысла. Каждое изделие молодого художника – своего рода размышление об истории и современности Гжели, о том, как соотносится это искусство с народной культурой.
В последнее время Николай заинтересовался старинными русскими изразцами и архитектурной графикой. Это помогает художнику проникнуть в характер той эпохи, когда Гжель переживала свой расцвет. В его произведениях появляются ассоциации с прикладным искусством и формами убранства интерьера старинной усадьбы. Роспись иногда становится монохромной – это изображения вазонов или портреты, которые напоминают гризайль. Поверхность изделий всё чаще украшается рельефными мотивами. Художник словно совершает неожиданный экскурс из одного пласта культуры – простонародного, в иной – в сферу профессионального искусства, которое видится глазами крестьянского мастера.
Он включает в свои произведения и самые неожиданные персонажи. На крышке чайницы рядом с привычными сельскими домиками появляется скульптурка слона, а в композиции декора часов «Фенино» можно увидеть собаку с яблоками. Да это и неудивительно. Ведь во все времена художники из Гжели изображали «диво дивное», мечтали о чудесах.
Майолика XVIII века сохранила дарственные посвящения, где указывалось имя заказчика, год создания вещи, иногда – имя исполнителя. Мастера из народа гордились своей грамотностью. Следуя этой традиции, Туркин тоже украшает свои изделия надписями. Они просты, ироничны, современны: «Люблю рисовать деревенские цветы» или «Писал неизвестный художник Николай Туркин». Его творчество покоряет жаждой открытия нового и острым чувством современности, потому его произведения не кажутся копией старой Гжели, они созвучны сегодняшним размышлениям о судьбах русской культуры.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив