Современные информационные технологии и инструменты предоставляют условия сделать образование персональным. Сегодня процесс обучения (формат, темп, объем и др.) можно адаптировать под запросы, потребности и личные особенности конкретного ученика, разработав образовательный маршрут для него.
👶 Тьютор - педагог по сопровождению индивидуального развития детей
С этой целью введена новая профессия в образовании – тьютор. В соответствии с «Атласом новых профессий» это «педагог, который сопровождает индивидуальное развитие учеников в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу».
⛳ Истоки тьюторства
Само тьюторство (как одна форм наставничества) возникло впервые в британских университетах – Окcфорде (XIIв.) и Кембридже (XIIIв.). Тьютор - ключевая фигура в западном университетском образовании. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия нужно посетить, как составить план учебной работы и лучше подготовиться к экзаменам.
Тьюторство не ограничилось британскими университетами и получило распространение в мире. Сегодня тьюторское сопровождение используется на всех уровнях российского образования и включает в себя организацию образовательной среды и организационно-методическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов, проектов (включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью).
💁 Особенности профессии тьютора
Для этой профессии будущего необходимыми становятся гибкие, надпрофессиональные навыки (soft skills), среди которых:
- межотраслевая коммуникация, предполагающая понимание технологий в смежных или несмежных отраслях знания: например, педагогики, психологии, анатомии и физиологии человека, конфликтологии, медицины, менеджмента и др., без которых невозможно учитывать индивидуальные особенности обучающегося;
- клиентоориентированность, то есть разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом потребностей и запросов обучающегося как клиента сферы образовательных услуг, обеспечивая для него комфортные условия образовательной среды;
- управление проектами, для реализации которых необходимы лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать нужную команду;
- умение работать с людьми, то есть высокоразвитый навык продуктивного общения и взаимодействия, когда учитываются позиции других участников и грамотно упреждают, разрешают конфликты;
- системное мышление – это умение понимать сложные системы, например, психика человека; видеть взаимосвязи внешних и внутренних факторов, находить причины проблем, уметь прогнозировать результат на основе аналитики исходных данных.
Это делает профессию тьютора востребованной на рынке труда в XXI веке.
Емельянова Ирина Евгеньевна, заведующий кафедрой ТиМОД факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»