Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 19. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 14 серия "Мечтатель").
Может показаться, что перед нами очередной сказочный сюжет про гномов и фей, но в действительности это история о людях, которые отказались от своей мечты ради Предназначения.
Взбалмошная Фея полюбила Гнома не от мира сего. Им обоим (по идее) не дано любить, но так уж случилось, что вопреки всему они полюбили. Фея Нова с трудом справляется со своими обязанностями, даже волшебную пыль, клуша, собрать и сберечь не может.
А Гном по имени Мечтатель придумывает какую-то ерунду, про которую гномам вовсе думать не положено – про любовь да путешествия. Странная, надо сказать, пара получилась. Но, возможно, и на редкость гармоничная: оба чудаковатые, непутевые, не на своем месте в этом мире. Такими их видят окружающие и по-доброму хотят им помочь.
И если в бытовой речи "помочь" значит "помочь", то на языке психологии "помочь" может означать "оказать помощь", и может означать "заниматься спасательством". И в том, и другом случае намерение может быть самым добрым, искренним и благородным! Психологические спасатели, как правило, очень хорошие люди с точки зрения этики и общечеловеческих ценностей. И всё же вопрос об их моральном праве "помогать" своему ближнему очень непростой.
Мечтатель не хочет всю свою жизнь провести под землей, в шахтах, добывая волшебную пыль. Он мечтает отправиться вместе со своей любимой в кругосветное путешествие. Но старший гном из самых лучших побуждений пытается убедить его в том, что это неправильно. Почему? Ну, потому что не положено. Так не бывает. Так не должно быть. Если кто-то родился гномом (с технической точки зрения – вылупился из яйца), то его предназначение в том и заключается, чтобы прожить свой век под землей, с киркой-подругой и сотоварищами, в окружении камней, минералов и алмазов. У любого гнома такое предназначение, раз Мечтатель – гном, значит, и у него такое предназначение. Такая вот формальная логика.
Впрочем, сильно гнома никто не держал и не уговаривал, поэтому он с легкостью бы осуществил свою мечту, если бы не один крайне положительный персонаж (без иронии – на самом деле с любой стороны положительный и хороший).
Голубая Фея – наверное, самая могущественная среди фей. Она же и самая влиятельная. Для Новы она особый авторитет, потому как является ее наставницей. Голубая Фея верит в то, что Нова пусть и непутевая, но очень хорошая и способная фея. Со временем она всему научится и даже сможет стать феей-крестной. Конечно, ей мешает вся эта глупость в голове, мечты про какого-то гнома, путешествия... Ее предназначение – стать феей-крестной и подарить этому миру много-много радости. Тем более, что это и есть ее настоящая мечта.
Голубая Фея встречается с Мечтателем и предлагает ему выбор, ну, знаете, из разряда тех, которые называют выбором без выбора:
– Если вы сбежите, добром это не кончится. Нова лишится крыльев. Но если ты вернешься в шахту и позволишь Нове исполнить ее Предназначение, то вы оба подарите миру несказанную радость! Нова станет чудесной феей, я знаю. Но выбор за тобой.
Переводя с языка манипуляций на язык близости, это означает примерно следующее: "Я знаю, что для Новы будет лучше. Я не могу тебя переубедить по-хорошему, потому что ты всё-таки по-своему прав, но я знаю, как внушить тебе чувство вины и переложить на тебя ответственность за судьбу женщины, которую ты любишь".
Стоит ли говорить, что Мечтатель отказался от своей мечты и бросил Нову? Не каждому захочется жить с чувством вины за то, что ты любимой женщине жизнь испоганил, лишил ее крыльев и возможности реализоваться в карьере.
– Я гном, Нова. Мое место под землей. А твоё – среди фей. Так уж устроен мир... Я не могу загубить твоё счастье!
– Ты моё счастье! Моя любовь! Ты меня любишь?
– Я же гном. Мне не дано.
Гном вернулся в шахту, где с этого момента у него появилось новое имя – то самое, к которому все привыкли в сказке про Белоснежку: Ворчун.
Что мне представляется самым мерзким в этой истории? То, что Нову никто не спросил. Ей причинили добро. За спиной, втихомолку. Руководствуясь самыми благими намерениями. Люди, привыкшие причинять добро другим, как правило, так и делают. Они считают человека, которому "помогают", недостаточно зрелым, разумным, сильным, достойным, морально устойчивым, здравомыслящим... Они отказывают этому человеку во всем, они лишают его права выбора, возможности идти своим путем... быть может непростым и ошибочным, но своим. На мой взгляд, это самое худшее качество "спасателей".
Почему они открыто не говорят о своих намерениях, не задают вопросов, не интересуются мнением другого? Потому что прекрасно понимают, что в этом случае их помощь могут и не принять. А этого они допустить не могут.
Является ли человек заложником своего Предназначения и существует ли оно вообще? Если да, то имеем ли мы право не следовать ему? И, возможно, стоит всё-таки быть благодарными к тем, кто уберегает нас от ошибочного пути?