Найти в Дзене

Петровский док в Кронштадте.

Петровский док одно из самых удивительных технических сооружений в окрестностях Петербурга. Он был создан в Кронштадте в XVIII веке. На протяжении нескольких столетий он был важной базой судоремонта Балтийского флота.

Город Кронштадт ровесник Петербурга. В первую зиму после основания новой столицы, по распоряжению Петра I, около острова Котлин был построен первый форт - Кроншлот. Его расположение оказалось настолько удачным, что за всю историю города мимо него не прошло ни одного вражеского корабля. Кронштадт достаточно быстро стал главной военно-морской базой Балтийского флота, а также крупным торговым портом.

В дореволюционное время Кронштадт был городом инноваций. Здесь пробовали внедрять в жизнь многие передовые технические и научные достижения. В Кронштадте было устроено первое в мире подводное минное заграждение и был выпущен первый в России ледокол. Врачи Кронштадтского госпиталя провели первую в России операцию на сердце и впервые в мировой практике для предотвращения эпидемий начали проводить хлорирование водопроводной воды.

Именно поэтому не удивительно то, что в Кронштадте в начале XVIII появилось одно из самых грандиозных гидротехнических сооружений России. Балтийский флот активно рос и требовал условий для ремонта кораблей. Судна строились в спешке и иногда срок их службы составлял несколько лет: сказывались не самые хорошие материалы и технические упущения.

В Санкт-Петербурге было Адмиралтейство, но прохождение судов через мелководье Финского залива отнимало лишнее время. Ремонтный док в Кронштадте был значительно удобнее. В 1719 году по указу Петра Великого в Кронштадте было начато строительство первого в России сухого дока, которому позже присвоят название “Петровский”.

Док предназначался для ремонта подводной части корабля. Такие сухие доки уже были в Европе, но для того, чтобы осушить док приходилось ждать ни один месяц. Насосы для откачки воды приводились в движение ветряными мельницами.

А вот Петр I предложил ускорить этот процесс - нужно было выкопать около дока бассейн, глубина которого будет значительно ниже глубины дока. Таким образом после закрытие дока воду можно будет сначала слить в бассейн, а оттуда уже выкачивать с помощью насосов. А корабли в это время уже будут ремонтироваться.

План
План

Для работ по строительству дока на остров были присланы 3000 крестьян. В спешном порядке было снесено 140 домов, которые оказались на пути канала, где должны были разместиться доки. Первоначально планировалось сделать шесть доков. Но по факту было построено всего четыре дока.

Доковый канал.
Доковый канал.

Размер первого и самого крупного дока - 384 метра. За крестовиной, где осуществлялось маневрирование судов было еще три дока - два по 80 метров и один 150 метров. Дальше был Доковый овраг, по которому вода спускалась в доковый бассейн. Из него вода выкачивается в Обводной канал.

Есть свидетельства, что уже в 1724 году один из доков работал и там было отремонтировано десять линейных кораблей.

Строительные работы велись очень медленно и Петр I так и не увидел конечный результат. Интересно, что по плану архитектора Браунштейна прямо над каналом, ведущим в доки должна была стоять башня маяк. Под аркой башни могли свободно проходить корабли с парусами.

Кронштадтская гавань. Рис. И.Браунштейна, 1722 г
Кронштадтская гавань. Рис. И.Браунштейна, 1722 г

Работы по строительству башни-маяка были поручены архитектору Николо Микетти. Фундамент начали сооружать в 1722 году, но все работы на этом и ограничились. Через десять лет комиссия по строительству приняла решение не строить башню, так как кроме красоты она не несет в себе другую функцию и не факт, что возведенный фундамент выдержал бы такое грандиозное сооружение.

Строительные работы продолжились после вступление на престол Елизаветы Петровны. Большой вклад в возведение дока внес А.К. Нартов - механик-изобретатель и мастер токарного дела. Еще с Петром I он работал над чертежами канала дока и его механизмом. А в 1747 году Нартов прибыл в Кронштадт чтобы ускорить строительство. Именно им были изобретены шлюзные ворота. Они хорошо перекрывали воду, были прочными и легкими в управление.

Непосредственное руководство строительством вел другой сподвижник Петра военный инженер Иоганн фон Люберас. Он предложил воспользоваться тем доком, что был прорыт и отказаться от устройства еще нескольких доков у бассейна. А также предложил расширить и углубить бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее.

Доковый бассейн
Доковый бассейн

Именно под его руководством стены канала и дамбы облицовывают тесанным камнем, укрепленным металлическими скобами и залитые цементом особого состава. Стены скрепили настолько прочно, что при разборки их во время реконструкции 1850-ых годах, пришлось прибегать к пороховым зарядам.

-6

Строительство Петровского дока было завершено в 1752 году. На его открытие, 30 июля, присутствовала императрица Елизавета Петровна, весь двор и иностранные дипломаты. После литургии и крестного хода, императрица с помощью уникального механизма, который был разработан Нартовым, своей рукой открыла ворота.

В док вошел первый корабль - крупнейший на русском флоте 120-ти пушечный корабль “Императрица Анна”, который позже будет разобран в этом доке по причине своей ветхости.

-7

Иоганн фон Люберас после окончания работ был представлен к высшей награде - ордену Андрея Первозванного. Но через неделю после церемонии открытия доков он скончался.

Корабль в Петровском доке
Корабль в Петровском доке

Из бассейна первоначально вода выкачивалась ветряными насосами. А в 1774 году в Шотландии была приобретена паровая машина для откачки воды. Она откачивала воду не за три месяца, как было ранее, а за девять дней.

Группа депутатов Четвёртой Государственной думы в доке Петра Великого. Кронштадт,  5 мая 1913 г. Фото - ателье Буллы
Группа депутатов Четвёртой Государственной думы в доке Петра Великого. Кронштадт, 5 мая 1913 г. Фото - ателье Буллы

Длина главного дока составляла 384 метра. Одновременно в нем могли находиться до десяти кораблей. Что способствовало быстрому ремонту кораблей Балтийского флота. В середине XIX века потребовалось углубить док из-за появления винтовых судов.

Ледокол "Красин" в доке перед выходом в спасательную экспедицию
Ледокол "Красин" в доке перед выходом в спасательную экспедицию

В начале 1990-ых годов Петровский док был выведен из эксплуатации. Сейчас док находится в плачевном состоянии.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Никольский Морской Собор в Кронштадте. История появления и судьба при СССР.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. История первой верфи города. Кораблик-флюгер - символ Санкт-Петербурга

Усадьба Демидовых "Тайцы".

Как устроены фонтаны в Петергофе? В чем отличие Петергофа от Версаля?

Река Фонтанка. Откуда такое название?

Летний сад. Первый парк Санкт-Петербурга

Медный всадник. Первый монументальный памятник в России.

Поцелуев мост в Санкт-Петербурге. Почему он так назван? Легенды и история

Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим.

Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры

Александровская колонна. Процесс изготовления и установки.

Контрасты Исаакиевского собора. Передовые технологии и амальгама на крови.