Найти в Дзене
Ложка Креатива

Конфликты в кино, на бумаге и в жизни.

Конфликты — часть нашей повседневной жизни, и это не всегда плохо. Нервно – да, ведь любой эмоционально заряженный конфликт выбивает из колеи. Тем более, что тревога заразительна: даже если вы были спокойны, спор и ссора может вывести из равновесия.

Развитие творческого мышления сейчас в тренде, мы стремимся креативно выглядеть, креативно шутить, креативно решать задачи. Почему бы не подойти с точки зрения креативности и к разрешению конфликта? Ведь можно использовать неприятную ситуацию в качестве возможности для самопознания и познания других людей. Креативность в целом позволяет человеку находить оптимальный выход из сложной ситуации, преодолевать препятствия и достигать компромиссов. И если конфликт разрешить позитивно, это поможет предотвратить более серьёзные столкновения в будущем.

Конечно, в жизни мы стремимся избегать склок и недопониманий, но в кино и литературе конфликты - это топливо! Давайте сегодня поговорим, почему персонажи из произведений классиков такие спорщики.

Конфликт движет сюжет вперёд и позволяет читателям сопереживать персонажам. Если вы — человек креативный, то понимаете, что для создания по-настоящему захватывающих историй желательно овладеть этим мастерством и правдоподобно, интересно описывать противостояния и строить на них сюжет.

Например, в «Илиаде» Гомера это смертоубийственное противостояние двух войск, а в гоголевской повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче — мелкая склока. У Джека Лондона герой может бороться со стихией и собственной слабостью, у Джерома Сэлинджера — с ограниченностью окружающих людей. Но всё это конфликт. В центре внимания, как правило, есть центральное столкновение, как в случае с внутренней борьбой Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Однако есть и побочные конфликты, например, соперничество Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем или его разговор с матерью и сестрой.

Все столкновения в кино и литературе можно поделить на внутренние и внешние. В случае внешнего герой противостоит самым разным силам окружающего мира.

Например, в фильме «Дурак», в качестве противника выступает не конкретный человек, а слуги народа и общество в целом. Главный герой фильма, слесарь-сантехник Дмитрий, обнаруживает, что одно из жилых зданий находится в аварийном состоянии и может рухнуть. Он предупреждает об этом власти города, однако те намерены замять дело, чтобы скрыть хищения из бюджета.

«Дурак»
«Дурак»

А вот в случае внутреннего конфликта борьба разворачивается в душе персонажа. Так, у Ивана Тургенева в «Отцах и детях» Евгений Базаров влюбляется, и внутри него начинают бороться циник и романтик. И чтобы достичь своей цели, герой должен измениться и сделать что-то, чего не делал раньше.

«Отцы и дети»
«Отцы и дети»

Фильм «Красота по-американски» великолепно обыгрывает конфликт с самим собой. Герой Кевина Спейси Лестер Бернем переживает кризис среднего возраста и должен найти выход из депрессии чтобы понять, кто он.

«Красота по-американски»
«Красота по-американски»

Сюжет фильма «Гордость и предубеждение» основан на теме неравенства социальных положений и дискриминации по классу, которые приводят к тому, что увлечение не является результатом чувств, а скорее зависит от состояния кошелька.

«Гордость и предубеждение»
«Гордость и предубеждение»

Во наши времена, когда спецэффекты позволяют создать невероятную форму выразительности, стал популярен новый тип конфликта в кино — борьба со сверхъестественным.

Пример успешного фильма, в котором используется этот тип конфликта — трилогия Властелин колец. Фродо и Братство кольца сражаются с кольцом, которое в свою очередь должно вернуться к своему злому владельцу.

«Властелин колец» (кинотрилогия)
«Властелин колец» (кинотрилогия)

Когда вы будете работать над своей следующей идеей, подумайте, почему бы вам не начать с создания конфликта. Неожиданность или неизвестность ситуации придаёт конфликту дополнительную оригинальность. Именно такое противоборство вызывает интерес и заставляет человека продолжить чтение или просмотр. Даже если рассмотрим изобразительное искусство, задумайтесь, есть ли конфликт в знаменитом «Черном квадрате» Малевича?

«Черный квадрат»
«Черный квадрат»

Конфликт в столкновении черного и белого, фигуры и фона, большого и маленького.

Следует обязательно помнить об этом, когда начинаете работать над новой историей.

Напоследок мы хотим порекомендовать нашей креативной аудитории книгу «Конфликт и творчество в зеркале психологии». Она адресована руководителям, менеджерам, педагогам, пси­хологам, социальным работникам — всем, кто работает с людьми и заинтересован в развитии творческого потенциала. Она также полезна всем, для кого важно сохранение душевного равновесия и раскрытие своих способностей.