Речь идет даже не о «празднословии», а о многословии.
Против празднословия, как известно, есть мольба в известной молитве Ефрема Сирина, читаемой во время великого поста. А вот многословие…
Впрочем, Святое Писание тоже нас предупреждает о многословии:
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, - разумен». Пр. 10.19.
Что ж, предупреждение мы получили. При многословии не миновать греха… Хорошо бы еще понять, почему.
У того же Соломона можно найти еще одно предупреждение:
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». Пр. 13. 3.
Но опять же, нет прямой причинно-следственной связи, то есть ответа на вопрос, почему.
Хотя есть еще одна подсказка в Ветхом Завете:
«Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?» Еккл. 10.14.
Тут есть намек на болтовню о будущем, чем мы действительно очень часто увлекаемся, и это действительно не от большого ума, а есть верный признак глупости.
Итак, многословие –
1) Ведет к греху;
2) Ведет к беде;
3) Есть признак глупости…
Картина все равно остается не до конца проясненной.
Это как раз тот случай, когда на помощь приходят святые, которые своим жизненным опытом подтверждают утверждения Святого Писания и находят им простые объяснения.
Вот как батюшка св. Серафим Саровский в двух фразах показал всю опасность многословия, что мы никак не могли выяснить из самой Библии:
«Одного многословия с теми, кто противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека… Поэтому для сохранения внутреннего человека надобно стараться удерживать язык от многословия».
И сразу многое становится на свои места и находит многие подтверждения.
Действительно, с кем мы чаще всего многословим, попросту говоря, спорим, - с какими-то не согласными с нами людьми.
И что мы чувствуем после? А – ничего хорошего.
В случае победы в споре – гордость и тщеславие, а в случае поражения – досаду и неудовлетворенность.
И любое из этих чувствований наносит смертельный удар по нашему внутреннему человеку, разрушает «внутренность» нашего душевного устроения.
И батюшка Серафим подчеркивает, к чему это может привести:
«Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих: ибо ничтоже тако не устужает огнь от Святого Духа…, якоже сообращение и многословие и собеседование (Ис. Сир. сл. 8)
Да – а это уже более чем серьезно! Погасить внутри себя огнь Святого Духа – что может быть хуже?
Особое предупреждение от батюшки Серафима – на многословие с женщинами.
«Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом: ибо, как восковая свеча, хотя и не зажженная, но поставленная между зажженными, растаевает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает…»
Не будем смущаться упоминаем об иноке. То, что относится к монаху, не может не относиться к каждому человеку.
Кстати, и женщине по отношению к мужскому полу – в той же мере, если не более.
Все очень точно – и образ-то какой батюшка Серафим подобрал точный и яркий!
Восковая свеча постепенно размягчается от соседних горящих свечей и уже не может стоять прямо, а начинает гнуться и клониться…
Может, кто-то похвастается, что он или она это не испытывали при общении с противоположным полом?
То-то же. Все – в точку.
Внешне – невинная беседа, а внутри постепенное «размягчение», которое следующим шагом переходит в постепенное растление.
Тут батюшка Серафим приводит высказывание св. Исидора Пелусиота:
«Беседа с женщинами, даже если и добра будет, непременно будет растлевать внутреннего человека тайными скверными помыслами…»
А все так, причем, независимо от пола.
Это уже глубинная психология, смыкающаяся с фрейдистскими откровениями.
Многословие с противоположным полом непременно будет осквернять душу тайными блудными помыслами.
И ничего с этим не поделать, если не храниться от многословия.