Найти в Дзене
Факторы смысла

А почему множество психологов вытесняют из сознания (и своих теорий) моральные качества личности?

Приношу извинения перед теми читателями-подписчиками канала "Думай Человек", которые НЕ являются профессиональными психологами (по крайней мере не имеют базового психологического образования) и не владеют некоторые терминами, без которых моя статья оказалась бы... увы, гораздо длинней.

Но я все-таки решил опубликовать эту статью не только на своей ленте в сети "Вконтакте", но и здесь, так как.... она очень важна для восстановления ГАРМОНИЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (и человека в мире), в которой, как я лично убежден, нуждается каждый человек.

* * *

Только-только, буквально вчера я получил корреляционный граф, который здесь публикую на картинке. Подробности эксперимента, в котором он был получен, читайте на моем новом ТГ-канале "Компьютерная психодиагностика и психосемантика" (ссылка в главном комментарии).

Для меня лично давно было очевидно, что моральные качества человека (и прежде всего это универсальные черты Доброта и Честность), конечно, крайне важны не только для прогнозирования, но и для ... психотерапии (для информационно-психологического целебного воздействия на морально-психологические кризисы человека). Но для меня всегда было удивительным, почему так много психологов избегают даже упоминания моральных качеств (!). Яркий пример - это Карл Юнг со своей типологией индивидуальности. Когда я в спорах со юнгианцами (в том числе с "социониками") доказываю, что во всех универсальных моделях личности (и чертографических, и типологических), которые отталкиваются от честного анализа обширной эмпирики (как, например, действовал Раймонд Кэттелл при создании своего тест-опросника 16PF) ВСЕГДА появляются и факторы социальной сензитивности (эмоционально-лабильной эмпатичности, эмоционального альтруизма), и факторы, связанные с собственно моральным сознанием, с совестью (фактор G, названный Кэттеллом "Супер-Эго", например), оппоненты мне отвечают, что Юнг опирался в своих работах тоже на очень богатую практику работы с реальными пациентами.

И вот сегодня я подумал, что "пациенты" Юнга (как, впрочем, и пациенты любых других теоретиков, которые опирались на психотерапевтическую практику) - это в основном люди, которые... ОБИЖЕНЫ НА ЖИЗНЬ И НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. То есть, это люди, которые в своих инфантильных ожиданиях (а, значит, потребительских) потерпели определенный морально-психологический крах и... разочаровались. Поэтому им неприятно думать о каких-то там моральных принципах и моральных качествах (!). И психологи, которые волей-неволей погружаются в субъективной жизненный мир таких пациентов, получают искаженные представления о мире и закладывают эти искаженные представления в свои теории. Я не хочу твердо это утверждать, но складывается такое впечатление, что Карл Юнг сам был изрядным интровертом (беглецом от принципа противоречивой реальности в мир искусственно стройных теоретических конструкций), поэтому попытался в центр своей типологической концепции поставить именно оппозицию, то есть биполярный фактор "Экстраверсия - Интроверсия" (и причем допустил при этом ряд эгоцентрических ошибок, которые уже лет 100 с трудом поправляют буквально сотни честных исследователей, привлекающих к своим исследованиях сотни и тысячи МОРАЛЬНО-ЗДОРОВЫХ людей).

Морально здоровый человек (что отражено не только в психологической, но и в огромной мировой художественной литературе, не говоря про религиозную литературу) располагает позитивным социальным мышлением. Грубо говоря у него есть Базовое Доверие людям, о которых он склонен думать изначально хорошо, или хорошо до тех пор, пока не убедится в обратном. Большой личной заслуги в этом у самих таких людей, как правило, нет никакой. Многим (большинству из них) просто повезло с окружающими. Ибо с детства их окружали понимающие, добрые, порядочные люди, согревавшие эмоциональным теплом, оберегавшие своей заботой, но требовательные в моральном плане (с принципами, а не только с интересами). В субъективной картине мира морально-здорового человека обязательно присутствуют такие качества как Доброта и Честность.

Впрочем, понятно, чем хороши для психологов биполярные факторы (различительные координатные оси), которые ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ к осям моральной оценки и морального сознания. Именно такие факторы позволяют преодолеть невольную антипатию к инфантильным потребителем, каким являются большинство клиентов (пациентов), начать их "понимать" и помогать им. Как подумаешь, что богатенький, но морально убогий клиентишка - это дрянь-человек, так ведь и не захочется ему помогать... Так появляются всякие системы признаков вроде MBTI или DISC, очень популярные потому, что там и не пахнет моральной оценкой. Есть только Интроверсия, Логика, Сенсорика, Планомерность...

Но, психологи, коллеги мои дорогие! Не думайте так, пожалуйста, что нет другой альтернативной типологии, которая не только доказана в академических исследованиях, но вполне хорошо работает и учитывает моральные качества человека. Есть! - За примерами далеко ходить не надо. Во всем мире набирает популярность "Большая шестерка" (модель HEXACO), в котором в дополнении к фактору "Согласие" (Agreeableness), который был уже в "Большой пятерке", появился еще шестой фактор "Честность" (Honesty).