Найти тему

О выученной беспомощности, пошатнувшей основы геронтологии

Оглавление

В 1976 психолог Элен Лангер провела исследование, результаты которого опровергли все основные постулаты геронтологии. Она доказала, что чрезмерно заботливый уход за пожилыми людьми вовсе не идёт им на пользу, а наоборот, сводит в могилу быстрее, чем старость и болезни.

Эксперимент стал частью исследования синдрома выученной беспомощности ("learned helplessness"). Этот термин означает приобретённый опыт, который не позволяет человеку даже попытаться что-то сделать, потому что он заранее знает, что у него ничего не получится.

В качестве примера выученной беспомощности часто приводят опыт с цирковым слоном. Мне он тоже нравится.

Дрессировщик привязывает маленького слонёнка за ногу верёвкой к вбитому в землю колышку. Слонёнок сначала пытается вырвать колышек, но сил у него ещё мало и вскоре он оставляет свои бесполезные попытки. Слонёнок растёт и становится большим взрослым слоном, который лёгким движением ноги мог бы вырвать колышек, но он этого не делает. Он уже знает: пытаться бесполезно.

Термин "выученная беспомощность" придумал в 1964 молодой тогда Мартин Селигман, изучая поведение собак в лаборатории Пенсиль­ванского университета. Он проводил свои опыты по классической схеме, придуманной ещё И.П. Павловым для изучения условных рефлексов.

(Замечу в скобках, что во всех своих работах Селигман указывал, что заряд тока был слабым, поэтому не вызывал у животных боли, а только дискомфорт).

Первая фаза эксперимента

Подопытных собак разделили на три группы:

  • первая группа - собак поместили в клетки, куда через металлический пол подавался электрический ток, и при ударе током собаки легко могли выбежать из клетки, открыв носом дверь - что они и делали;
  • вторая группа - собак также поместили в клетки, куда подавался ток, но из этих клеток они не могли убежать: двери были заперты, и убедившись в этом, бедные собаки оставляли попытки спастись, забивались в угол и только подвывали, когда получали очередной удар током.
  • третья группа была контрольная - с собаками вообще ничего не делали.

Вторая фаза эксперимента

Все собаки переводятся в клетки с низкой перегородкой, через которую любая из них может легко перепрыгнуть.

  • собаки первой группы так и делали - при ударе током они выпрыгивали из своих клеток;
  • собаки второй группы даже не пытались выпрыгнуть из клеток, чувство беспомощности закрепилось в них настолько, что имея явную возможность покинуть клетку, они этого не делали, а ложились на пол и терпели удары тока;
  • собаки третьей группы также легко выпрыгивали из клеток при ударах тока.

Дальнейшие эксперименты Селигмана и его коллег на людях дали аналогичные результаты. Конечно, людей не били током, а, например, заставляли их слушать неприятные звуки через наушники...

В 1976 Элен Лангер провела свой знаменитый эксперимент, который стал частью исследования синдрома выученной беспомощности Мартина Селигмана. Она провела его в доме престарелых "Арден-хаус" в Коннектикуте.

Испытуемые были разделены на две группы:

  • Обитателям второго этажа представлялись все услуги первоклассного санатория. Простыни менялись, номера убирались, таблетки раздавались, обеды разносились строго по часам, отдых сменялся прогулками, лекциями и физическими упражнениями по расписанию, обо всём напоминалось, палаты были увешаны картинами и уставлены цветами, за которыми ухаживали санитарки. Участники эксперимента были избавлены абсолютно от всех хлопот и забот. И получали конкретные указания по любому возникающему вопросу.
  • Обитателям четвёртого этажа приходилось самим звонить по субботам с просьбой поменять бельё, самим записываться на все необходимые процедуры, самим выбирать себе растения в палату и ухаживать за ними. Им приходилось очень много двигаться в течение дня: заказать обед, не опоздать на физкультуру, вызвать мастера починить кран, поймать сестру-хозяйку и договориться, чтобы в комнате наконец-то пропылесосили…

Условия были одинаково комфортными у обеих групп, но одним эти условия практически навязывались, а другим предоставлялось право выбора, и они сами принимали решения и действовали.

Через две недели исследователи отметили, что участники второй группы (обитатели 4-го этажа) чувствуют себя намного лучше - как морально, так и физически. И даже после окончания эксперимента ещё долгое время по самочувствию и настроению его участников можно было легко понять, в какой из групп он находился.

Эксперименты учёных доказали, что выученная беспомощность бывает и у людей. Если продолжительное время человек находится в условиях, где от него ничего не зависит, где всё решается за него, а сам он не принимает никаких решений, не несёт никакой ответственности, не проявляет инициативу - то он очень быстро привыкает к этому и в дальнейшем ведёт себя пассивно.

Селигман также доказал, что выученная беспомощность - это всего лишь привычка, от которой вполне можно отучиться - при желании.

___________________________

Ещё статьи на эту тему:

Повернуть старение вспять - возможно ли это?

О состоянии памяти у представителей различных культур

Феномен перевёрнутой дуги