В субботу на станции «Партизанская» открылась выставка ретровагонов метро, которая будет работать завтрашнего дня уже закрылась. Событие приурочено к дню рождения Московского метрополитена, который отмечается сегодня: 88 лет со дня открытия.
Кстати, в выходные на большой кольцевой линии курсировали целых семь составов различных моделей, в которых можно было прокатиться. Один из таких вчера заехал на «Партизанскую»: поезд «Помогать по пути» с сердечками и котами.
На центральных путях «Партизанской» выставили пять исторических вагонов, которые возили пассажиров или обслуживали инфраструктуру метро с 1940-х до 2008 года. Это вагоны серий «Г», «Д», «Е», а также старейший вагон-путеизмеритель УМ5 и контактно-аккумуляторный электровоз «ВЭКА».
Уникальный для Москвы петербургский контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. В Питере их (заводские и переоборудованные силами депо) используют в маневровых целях. В Москве эта идея не прижилась, тут исторически линейный вагоны тягают друг друга.
Электровоз долгое время пылился в депо «Калужская».
Салона нет, здесь всё заставлено аккумуляторами. Для выставки его всего лишь покрыли свежей краской и больше ничего делать не пришлось, так как состояние идеальное.
Хит выставки - кумачово-красный путеизмеритель вагон «УМ5» № 806,
его при реставрации в этом качестве и оставили.
Здесь выводились графики соответствия путей заданным параметрам.
Часть вагона поделена на служебные помещения.
Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в
Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград).
Также три вагона такого типа использовались в депо Новосибирского
метрополитена в качестве служебных (лаборатория СЦБ и её сопровождение).
Е-3605. Последний вагон этого типа, снятый с эксплуатации в Москве и последний московский вагон с салоном, отделанным линкрустовыми обоями: на остальных вагонах их заменили на пластик из соображений безопасности.
На вагонах типа «Е» окна были хоть и с откидными форточками, но всё ещё разделёнными на две половины.
Вагон «Д» №2037. Такие вагоны метро серийно выпускались в 1955—1963 годах и возили пассажиров с 50-х до 1995 года.
Вагон типа «Г» №530. До реставрации был в депо «Измайлово» библиотекой.
Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1935—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались
в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.
Разработка начата в 1936 году. Индекс "Г" серии был присвоен в связи с тем что эксплуатация вагонов предполагалась на Горьковской (ныне Замоскворецкая) линии метро открытой в 1938 году.
Первые 6 вагонов произведены в 1940 году, испытания состоялись 3 марта 1941 года, с апреля 1941 опытный состав вышел на Арбатско-Покровскую линию. Производство вагонов в 1941 на Мытищинском заводе было остановлено, завод перешел на выпуск военной продукции, вернувшись к выпуску вагонов метро лишь в 1947 году.
Такие выставки проводились и раньше, но в этот раз вагоны закрыты для посетителей, что, конечно, огорчает.
Первую очередь Московского метрополитена открыли 15 мая 1935 года. Это была линия общей протяженностью 11,2 километра от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до станции «Смоленская». Всего на ней было 13 станций. В 2023 году после открытия Большой кольцевой линии в Москве стало 355 станций метро, МЦК и МЦД.
Вот такая красота.