Найти тему
Van Beatle

Дорога возникает под шагами идущего...

Привет всем соседям по новому миру, гибнущему от вождей, войн и выгоды! В настоящем веке иных доминирующих ценностей нет, поэтому будем вспоминать о ценностях прошлого. Прошлое, кстати, существует также реально, как настоящее и будущее, все есть одновременно сущее, все события во Времени и во Вселенной, они состоялись и уже есть, только разум человека воспринимает их линейно, поступательно.
Святые, пророки, мистики как то умудрялись воспринимать факты Творения выборочно, вне линейной хронологии развертывания во времени, например, известные библейские пророчества, или те же катрены Нострадамуса. Я занимаю скромную позицию летописца той дороги, по которой прошел: это - поп-музыка 20-го века. Полувековое исследование предмета пройдет перед Вами, осветив в памяти те яркие времена и важные события и главные имена участников действия. Того века нет, что никак не делает его менее значимым. Нет Древнего Египта, нет Римской Империи, например, но их значимость и величие непреходящи, так и поп-музыка 20-го века и живопись 19 века и цифровой интеллект 21-го, это все колоссальные исторические явления.

Царь Соломон
Царь Соломон


Как гласила надпись на Соломоновом кольце: "Все проходит, пройдет и это". А проходило все чрезвычайно интересно и увлекательно. От серии выложенных здесь ранее очерков перехожу к линейному повествованию с финальным приложением в виде энциклопедии поп-рок-музыки. Другая известная мудрость гласит: "Дорога возникает под ногами идущего", то есть, мы не только переживали, но и создавали то что переживали. Перед Вами эпопея: как поп-рок-музыка прошла по 20-му веку и как я прошел там же, обо всем этом рассказывается далее. Вспомним свингующий Лондон, диско-экстазы 70-х, рок советского подполья, развеселые ярчайшие 80-е, которые все критики единодушно называют лучшими годами развития и расцвета популярной музыки и прикольные 90-е.
Начнем с начала: СССР, 60-е годы. В Москве была оттепель. Но в провинции еще боялись говорить о политике и еще лежали в иных домах на почетном месте, на показ, толстые многостраничные альбомы с пластинками И.В.Сталина. Речи, выступления, научные труды гениального вождя, (а других вождей и не бывает), в том числе «Вопросы языкознания» в невероятно роскошном издании,(фолиант из десятка шеллаковых пластинок в несокрушимом темно-синем переплете, весил как ведро с водой!), начитанные косноязычным вождем лично, в назидание подчиненному народу...

Одна из ученых сессий посвященных обсуждению гениального произведения
Одна из ученых сессий посвященных обсуждению гениального произведения


Для пятилетнего подростка, живущего в небольшом советском городке, Кобзон, Бернес, Утесов были как и собственный папа, взрослыми скучными дядьками, в широкоплечих пиджаках, какой-то другой, отличной от него породы. Вот у мамы, кроме сталинских альбомов, были интересные пластинки: Полад Бюль-Бюль оглы, Магомаев, Лолита Торрес, квартет «Аккорд», Робертино Лоретти. В тех пластинках присутствовало душевное тепло, веселье, движение к чему-то лучшему и радость от жизни. Текст песни "Джамайка" Робертино Лоретти, я зачем то выучил наизусть, и в детских пионерских лагерях повергал товарищей и подружек в шок, легко оттарабанивая три куплета "по-итальянски". На танцевальные вечера в актовом зале средней школы учеников младших классов не пускали. Поэтому проникнуть на танцевальную площадку и впервые услышать формат ВИА довелось в детском пионерском лагере. Любая веселая эстрадная музыка была крайней редкостью на радио, на телевидении, в магазинах пластинок, тем большей редкостью были живые концерты. Так что настоящие музыканты с гитарами, барабанами и электроклавишами, озвучивавшие танцы по субботам, казались какими то полу-богами. Рослые парни, в широких клешах, ярких рубашках с большими воротниками, с длинными волосами до плеч, держали в руках блестящие ЭЛЕКТРО-гитары! Я воспринимал их как инопланетян с бластерами, как неземных существ высшей расы. Иногда они играли щемящие детскую душу иноземные мотивы: “Little Man” Sonny & Cher, почему-то называемый «Пингвины» Джеймса Ласта, “Yellow River” группы Christie, называя ее «Карлсон», и другие волнующие шейки, но очень-очень редко.

Типичный советский  ВИА на танцах
Типичный советский ВИА на танцах
Christie group
Christie group


А у друга и товарища по отряду, Охотникова Лехи, на спине футболки был вручную отпечатан портрет вопящего Мика Джаггера, со знаменитым, высунутым, «роллинговским» языком. Картинку украшала неподходящая надпись «Shocking Blue», ребята говорили про эту майку, что там «Битлы», а самого Леху стали называть Битл. Как то раз Леха за три рубля дал другим ребятам срисовать и скопировать трафарет на бумагу. Так поп-культура на моих глазах проявила себя как бизнес, и это тоже был урок. У меня то были майки с самодельными трафаретами Волка из мультфильма "Ну, погоди"! По приезду домой изображение волка пришлось запечатывать темной краской, вырезать трафарет "шокингов", печатать сверху, получилось грязно, пришлось все выкинуть и закупать новые майки, искать новые фотографии музыкантов и делать новые трафареты. У восьмилетнего ребенка времении на это все еще хватало. Зато процесс сближения с поп-культурой начался и пошел развиваться. Во второй половине 60-х и в черно-белых телевизорах иногда показывались модные за рубежом прически, костюмы и твисты. Все это было в телешоу «Кабачок 12 стульев», которое ждали все советские телезрители целый месяц, как праздника. Танцующие во время песни исполнители удивляли и шокировали советского обывателя. Некоторые зрители высмеивали или ругали танцующих артистов – «ишь, как задергался, смотри», некоторые даже считали, что танцующий певец роняет достоинство. Вот Кобзон, например, держался с большим достоинством и стоял на сцене неподвижно, как пень.

"За бугром" жизнь была поярче...
"За бугром" жизнь была поярче...


Но дети слушали другие пластинки. Ценился быстрый, живой, подвижный ритм, зовущий танцевать и двигаться. Серия музыкально-юмористических пластинок «Веселый вечер» выгодно отличалась от медийного официоза. Песни, под которые можно было мечатать, смеяться или танцевать, чередовались с забавными анекдотами, юмористическими сценками, шутками. По сути, это были музыкально-комедийные шоу, прообраз будущих дискотек и развлекательных шоу, которые появятся через двадцать лет.

Make love, not war!
Make love, not war!

(Продолжение следует...)