Ребенок странно себя ведет – постоянно грустит и подавлен, или, наоборот, чрезмерно активен, не может усидеть на месте. Грубит родителям и проявляет характер. Или замкнулся в себе. Не хочет учиться, с трудом концентрируется на уроках… Все эти признаки могут быть проявлением эмоционально-волевых нарушений. Что это такое, каковы причины, симптомы и разновидности таких расстройств – рассказывает главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров.
Что такое эмоционально-волевые расстройства? Причины развития
Эмоционально-волевые нарушения – это группа состояний, в которых у человека нарушена эмоциональная регуляция и волевые функции. Из-за этого ребенок или подросток испытывает большие трудности с контролем своих эмоций, поведения, концентрации внимания и мотивации.
Причины развития этих нарушений можно условно разделить на 2 группы – внутренние (нейробиологические) и внешние (влияние среды). Рассмотрим подробнее.
Нейробиологические причины
Это факторы, которые ребенок может получить с генами, во время вынашивания плода и родов, а также при травмах головы или инфекциях, опухолях:
Нейрохимический дисбаланс. Это нарушение уровня нейромедиаторов – веществ, которые регулируют работу мозга и нервной системы. Например, дисбаланс дофамина, серотонина и норадреналина.
Нейрофизиологические особенности. Это аномалии работы определенных отделов мозга, которые ответственны за эмоционально-волевые функции.
Структурные особенности мозга. Это нарушения структуры мозга как органа. Например, у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются аномалии размера и связанности, скоординированности работы разных областей мозга.
Внешние причины
Это влияние социума, которое вызывает у ребенка сильный внутренний дискомфорт:
Дисфункциональные семьи. Это не только физическое и психологическое насилие в семье, но и чрезмерно строгое воспитание и\или гиперопека, непоследовательное поведение в воспитании, а также «холодные» отстраненные родители с нехваткой эмоционального контакта.
Травматические события. Это пережитое физическое или психологическое насилие (как в семье, так и в школе – например, травля сверстников), а также потеря близких людей, аварии и катастрофы. Травмирующей для ребенка также может стать и ситуация, не переживаемая лично. Это «эффект свидетеля», когда ребенок видит насилие, травлю, катастрофы со стороны.
Социокультурные факторы. На ребенка или подростка также может негативно влиять давление общества – завышенные ожидания окружающих, социальные сравнения. А также травмирующая среда – например, «культ силы» («дай сдачи, постой за себя, ты должен быть сильнее!» или навязчивые гендерные стереотипы («мальчики не плачут», «терпи и будь хитрее, ты же девочка», «это не мужское\не женское дело»).
Сильный стресс. Это может быть чрезмерно высокая нагрузка в учебе и хобби, переезды, смена школы и окружения.
Виды эмоционально-волевых нарушений
Эти расстройства разделяются на 2 группы – эмоциональные и волевые.
Эмоциональные нарушения
Это нарушения, которые влияют на эмоциональные реакции ребенка:
Депрессия. У ребенка пониженное настроение, он подавлен и раздражителен. Очень быстро утомляется, жалуется на усталость. У него есть проблемы с концентрацией внимания и памятью. Он может потерять интерес к привычным и любимым играм, занятиям, хобби. Отдаляется от сверстников и членов семьи, замкнут. У него может меняться аппетит – или повышается, или снижается. Наблюдаются нарушения сна – бессонница, или, наоборот, повышенная сонливость.
Тревожное расстройство. Ребенок эмоционально напряжен, беспокоен, раздражителен. Может делиться переживаниями и страхами, которые связаны с определенными ситуациями (например, нежелание идти в школу или кружок при социальных страхах). Быстро утомляется, плохо концентрируется. Может стать замкнутым, отказываться от прогулок и игр с друзьями, от выхода из дома. Также может жаловаться на физические симптомы – головные боли, боли в животе и в области сердца, тошнота, головокружение.
Биполярное аффективное расстройство. Периоды мании – повышенная энергичность, активность, болтливость, увлеченность, сниженная потребность во сне – чередуется у ребенка с периодами депрессии – подавленности, низкой активности, быстрой утомляемости, повышенной раздражительности и потери интереса к любимым занятиям.
Расстройство приспособления. Ребенку тяжело адаптироваться к новым ситуациям, стрессовым событиям и социальным контактам. Он постоянно сомневается в своих способностях и имеет низкую самооценку. Пытается дистанцироваться от сверстников и с трудом идет на контакт с новыми людьми, неуклюж в общении. Может быть излишне раздражительным, тревожным.
Волевые расстройства
Это нарушения, которые связаны с функцией воли, мотивации. Ребенку тяжело контролировать и регулировать свое поведение в соответствии с поставленными целями и требованиями, воспринимать, обрабатывать и удерживать информацию, а также выполнять задачи, которые требуют усилий, настойчивости, планирования.
Виды волевых нарушений:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенок невнимателен, легко теряет концентрацию, словно витает в облаках. Избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения (в том числе – уроков). Он ведет себя излишне активно и беспокойно. Импульсивен, с трудом контролирует свои эмоциональные и поведенческие реакции. Часто перебивает, с трудом дожидается своей очереди.
Расстройство исполнительных функций (РИФ). Ребенку или подростку тяжело планировать какие-то действия, распределять на них время и ресурсы. У него недостаточно гибкое мышление – ему крайне тяжело переключиться с одной задачи на другую. Он также будет упорно выполнять один и тот же способ решить задачу, даже если это не приносит результат и не соответствует ситуации – но не постарается найти другое решение. У ребенка с РИФ могут быть проблемы с краткосрочной и рабочей памятью – тяжело держать в голове инструкции и детали задания. Также снижается мотивация – ребенок легко отвлекается или полностью теряет интерес.
Дисциплинарное расстройство. Ребенок чрезмерно раздражителен, легко теряет самообладание и открыто проявляет негативные эмоции. Часто зол или обижен на окружающих, может быть мстительным. Спорит с родителями и другими авторитетными фигурами. Бросает вызов правилам, ведет себя вызывающе, бунтует. Может обвинять других в своих ошибках, сознательно злить и раздражать окружающих. Он также может иметь негативное отношение к социальным нормам и ожиданиям, нарушать права других людей – лгать, красть, заниматься вандализмом.
Профилактика эмоционально-волевых расстройств – как защитить ребенка?
Устойчивость эмоциональной и волевой сферы ребенка во многом зависит от родителей. Рассмотрим, какие действия внутри семьи помогут защитить ребенка от нарушений:
Безопасная среда
Именно из семьи ребенок черпает первые представления о мире и человеческом поведении. Поэтому важно создать для него безопасную, любящую и стабильную среду. И это не только отсутствие физического и психологического насилия, скандалов между родственниками.
Крайне важно последовательное поведение родителей. Если мама и папа постоянно спорят о том, как правильно воспитывать ребенка, дают ему противоречивые советы и указания, легко выходят из себя и срываются на малыше, могут похвалить и отругать за одно и то же действие – ребенок будет пребывать в тревоге.
Не слушай маму, делай что я тебе говорю!
Не бегай по дому, сколько можно! / Ну почему ты сидишь без дела, будь активнее!
Не приставай со своими рассказами, голова болит! / Почему ты ничем не делишься со мной?
Эмоциональная близость и укрепление эмоциональных навыков
Ребенку будет тяжело научиться понимать и контролировать свои эмоции, если родители подавляют проявление его чувств или скрываю собственные.
Поэтому крайне важно открыто выражать любовь и поддержку ребенку. Проводить с ним время – разговаривать и задавать вопросы, интересоваться его деятельностью, совместно играть, читать книги, смотреть мультфильмы и кино – и обсуждать свои впечатления.
А еще – помогать ребенку развивать эмоциональную грамотность. Не отмахиваться от его эмоций и переживаний – выслушивать, учить выражать свои чувства и эмоции словами, давать им названия.
Что ты чувствуешь? Почему ты это чувствуешь?
Вы также можете придумать с ребенком способы безопасного проявления негативных эмоций – через физическую активность, творчество.
Развитие волевых навыков и организованности
Помогите ребенку развивать самодисциплину, настойчивость и навыки планирования:
- Организуйте четкий распорядок дня и старайтесь его придерживаться. Обсуждайте с ребенком планирование его дня. Хвалите, когда у него получается самостоятельно соблюдать режим.
- Чаще давайте ему выбор, и задания, в которых ребенок может принимать самостоятельные решения.
- Придумывайте вместе с ребенком краткосрочные и долгосрочные цели, а также поощрения за их достижения.
- Учите ребенка самостоятельно планировать выполнение задачи – разбивать большую цель на мелкие этапы с конкретным результатом, строить планы.
Друзья! Если вы чувствуете, что ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у него наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг:
- Консультации детских психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Детская и семейная психотерапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка;
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!