Найти тему
Книги, Дизайн, Уют

Книга 1. Отчёт. Наталья Колбасина “Трачу и приобретаю. Как управлять семейным бюджетом, чтобы жить в достатке”.

Оглавление

Глава 3 продолжение. Анализ и контроль

Провести анализ бюджета - это сравнить фактические затраты с планом. Для того, чтобы было что сравнивать, нужна статистика, ее цифры получаем ведя учёт. Сколько статей расходов будет в учёте каждый решает сам. Лучше не мельчить, чтобы не делать его громоздким. У меня в таблице семейного бюджета 10 обязательных статей трат и 5 желательных.

Анализ начинается с этапа планирования, когда я прописываю предполагаемые доходы и расходы. Уже на этом этапе становится видно, укладываемся мы в бюджет или нет, какой он получается - дефицитный, сбалансированный или профицитный. И если денег на все планы не хватает, то корректируем планы.

Итоговый анализ проводится в конце месяца, когда есть уже перед глазами все фактические траты.

На этапе анализа и контроля нужно сравнить фактические размеры доходов и расходов с плановыми, определить отклонения и выявить их причины. 

Для чего нужен анализ:

  • выявить отклонения между планом и фактом
  • чтобы понять куда уходят деньги
  • определить пожирателей денег
  • подумать, как можно сократить расходы
  • найти ошибки, допущенные при планировании
  • внести необходимые корректировки на следующий месяц.

Хорошо, выявили отклонения между планом и фактом, что с этим делать?

Отклонения в бюджете будут всегда. Это жизнь. Невозможно распланировать все расходы с точностью до рубля. 

Если из месяца в месяц в одних и тех же категориях план не совпадает с фактом, то нужно пересмотреть суммы трат. Уменьшить или увеличить суммы отдельных статей расходов уже на этапе планирования.

Возможно, придётся пересмотреть саму структуру расходов: отказаться от какой-то статьи расходов или передвинуть покупку по времени.

Если отклонения от планов большие, и так повторяется каждый месяц, то есть смысл детализировать статью расходов. Например, большую статью Питание разбить на категории: еда дома, еда вне дома и отдельно учитывать «вкусняшки». При таком более детальном учёте появится понимание, где именно «течь в бюджете» и как можно сократить траты.

Если вы только начинаете вести бюджет рекомендую внимательно относиться ко всем отклонениям, чтобы максимально быстро прокачать навыки планирования и анализа бюджета. 
Только опыт поможет накачать свой финансовый мускул. Мало знать, надо делать💪🏻
Только опыт поможет накачать свой финансовый мускул. Мало знать, надо делать💪🏻

Отклонения в бюджете совершенно нормальное явление, только мы придаём им эмоциональную окраску, решаем хорошо это или плохо.

– Что случилось?

– Случилась жизнь.

Чаще всего у несовпадения планов и жизни 3 причины:

  • ошибки при планировании. Принимаем этот факт, и стараемся учесть ошибки в дальнейшем. По опыту скажу, что со временем всё лучше получается прогнозировать предстоящие события и расходы на них.
  • непредвиденные расходы. Их сложно предусмотреть, и для таких случаев лучше иметь резервный фонд (РФ).
  • спонтанные и незапланированные покупки, сделанные под влиянием эмоций и из-за отсутствия финансовой дисциплины. 

Здесь выбор за вами: или управлять эмоциями и поведением при совершении покупок, или попрощаться со своими финансовыми целями!

Лично я предпочитаю планировать спонтанность 😁 и закладываю сумму на незапланированные радости в бюджет.

Для того, чтобы вести бюджет, а значит планировать его, вести учёт, анализировать и оптимизировать траты нужна хорошая мотивация и максимальная автоматизация процесса.

Понимание связи между ценностями, целями и ежедневными действиями мотивирует идти вперёд.

Когда я принимаю любое финансовое решение, я всегда задаю себе два вопроса:
1. Как это поможет мне достичь целей?
2. Это действие / решение помогает мне реализовать мои ценности? 

Делая каждый день по небольшому шажочку к своим целям, скользя по вектору ценностей, мы делаем свою жизнь лучше.

Цель можно описать как конечный (или промежуточный) результат пути. Ценности - сама дорога. Наши действия - это шаги по этой дороге к результату, и они имеют смысл на всем протяжении пути.
Цель можно описать как конечный (или промежуточный) результат пути. Ценности - сама дорога. Наши действия - это шаги по этой дороге к результату, и они имеют смысл на всем протяжении пути.

Поэтому очень важно увязать в голове эти вещи - бюджет и ради чего он ведётся, наши цели и какие ценности мы реализуем достигая их.

Ценности дают мне энергию, смелость и внутреннюю мотивацию действовать, чтобы достичь целей.
Цель – это конкретная точка, куда иду. Ценность – ориентир, который показывает, зачем я иду к этой цели.
Идти к целям с удовольствием получится, только если наши цели и ценности взаимосвязаны.

Финансовые помощники 

Для того чтобы управлять личными финансами было проще, лучше максимально автоматизировать процесс. Использовать финансовых помощников:

  • приложения/программы для ведения бюджета
  •  онлайн-банки с функцией анализа расходов
  • помощь семьи в виде семейных чатов, для опросов по планам и желаниям
  • цифровые сервисы для оптимизации расходов: приложений для составления меню, списков покупок, поиска скидок
  • банковские автоматические копилки для откладывания средств и т.д.

Подобрать финансовые инструменты для решения различных задач. В зависимости от целевого назначения выделяют 3 группы финансовых инструментов:

  1. Для повседневных, текущих трат: банковские карты (дебетовые и кредитные), текущие банковские счета.
  2. Для финансовой защиты: банковские вклады и накопительные счета, НСЖ, страхование.
  3. Для достижения фин.целей: банковские вклады и НС, биржевой инвест.портфель (акции, облигации, фонды), ИСЖ, НСЖ, негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

При выборе оцениваем критерии:

1. Ваши цели. Что вы хотите получить в итоге от своих денег?
2. Сроки. Когда вам понадобятся деньги?
3.Доходность.
4. Риски. 
5. Суммы. Есть ли порог входа для этого инструмента?
6. Условия обслуживания, тарифы. 

Основное, что следует помнить при подборе: финансовые инструменты всегда подбираются под цели.

____

Уф, закончили с третьей главой, кто осилил, мы молодцы 😁считаю. Следующая глава будет посвящена тому как оптимизировать доходы и расходы.

Оптимизировать доходы?🤔