Найти тему
ALFAVIT

BMW 3.3 Li (Е3) – предтеча всех флагманских «семёрок»

Вершиной развития седанов E3 стала модель BMW 3.3 Li, пришедшая в 1975 году на смену карбюраторной 3.3 L. По сравнению со стандартной моделью кузова Е3, литера L в индексе означала увеличение колёсной базы на 100 мм.

BMW 3.3 Li (Е3)
BMW 3.3 Li (Е3)

Новый флагман имел рядную «шестёрку» М69 рабочим объемом 3210 куб.см. и впрыском топлива Bosch L-Jetronic, развивавшую мощность 200 л.с. при 5500 об/мин и крутящий момент 285 Нм при 3500 об/мин.

Двигатель М69 (несмотря на рабочий объём 3210 куб.см. отдел маркетинга решил использовать в индексе модели обозначение "3.3")
Двигатель М69 (несмотря на рабочий объём 3210 куб.см. отдел маркетинга решил использовать в индексе модели обозначение "3.3")

Интересен был выбор трансмиссий. Базово предлагался 3-ступенчатый «автомат», причём изначально это была коробка Borg-Warner, а с 1976 года - ZF HP-22, с тем же числом ступеней. "Двухпедальные" седаны разгонялись до 201 км/ч, а 100 км/ч набирали за 10,3 сек. С опциональной 4-ступенчатой «механикой» автомобиль развивал 208 км/ч, разгоняясь до «сотни» за 8,5 сек. К такому, более драйверскому варианту, опционально предлагался дифференциал повышенного трения.

BMW 3.3 Li (Е3)
BMW 3.3 Li (Е3)

Кстати, топовый седан Е3 по планам компании BMW, мог уже в то время обзавестись мотором V12. Предполагалось устанавливать 5,0-литровый агрегат с индексом М33 мощностью 300 л.с., либо двигатель М66 в двух вариантах - 3,6 и 4,5 литра. Но судьба распорядилась иначе. Об истории этих агрегатов написано в статье «Эволюция V12 от BMW».

Передняя панель BMW 3.3 Li (Е3)
Передняя панель BMW 3.3 Li (Е3)

Динамике и управляемости BMW 3.3 Li способствовала и довольно небольшая для такого ранга седанов масса – 1515-1535 кг, в зависимости от типа трансмиссии. В вариантах с «автоматом» интересно была реализована индикация режимов работы коробки: литерами P, R, O, A, 2, 1. Если с P, R, 2, 1 – всё ясно, то литера «О» обозначала «нейтраль», «А» – «драйв».

Селектор АКПП (хорошо видны индикаторы режимов работы коробки)
Селектор АКПП (хорошо видны индикаторы режимов работы коробки)
Панель приборов BMW 3.3 Li (Е3)
Панель приборов BMW 3.3 Li (Е3)

Стандартная комплектация модели была весьма богатой: можно упомянуть кондиционер, магнитолу Becker, электрические стеклоподъёмники, легкосплавные диски и кожаную обивку салона. Опционально предлагался люк с электроприводом, а также (для рынка Германии) радиотелефон.

Задний диван BMW 3.3 Li (Е3) (на месте между передними сиденьями мог размещаться опциональный радиотелефон)
Задний диван BMW 3.3 Li (Е3) (на месте между передними сиденьями мог размещаться опциональный радиотелефон)

С полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на все колеса E3, на начало 1970-х гг., значительно опережал своё время. Это сыграло важную роль в создании репутации BMW как производителя спортивных роскошных седанов, управляемость которых резко контрастировала с конкурентами от Mercedes-Benz того времени. Впрочем сравнение BMW 3.3 Li, к примеру, с Mercedes-Benz 450SEL W116 выглядит не совсем корректно, поскольку это автомобили слишком разных идеологий. По современным меркам баварский седан даже в версии с увеличенной базой (длиной 4800 мм) весьма условно тянет на представительский сегмент (F-класс).

На фото хорошо видны полукруглые очистители фар ближнего и дальнего света
На фото хорошо видны полукруглые очистители фар ближнего и дальнего света

Эта модификация была самой дорогой в производственной гамме компании, стоимость BMW 3.3 Li на момент дебюта составляла 42 960 марок, что было немногим дешевле Mercedes-Benz 450SEL W116 в базовой комплектации.

В 1977 году флагман был снят с производства и заменен на седан нового поколения 7 серии в кузове Е23. Всего было выпущено 1401 экземпляр этой модели.

Что ещё почитать:

"BMW M8 (E31) – забытый прототип"

"BMW 501/502 и последующее развитие моделей"

"Lincoln Continental Mark VII Turbo Diesel – роскошное купе с дизелем BMW"