Система обязательной маркировки товаров «Честный знак» работает в России с 2019 года. К этому времени проблема контрафактного, поддельного или просто некачественного, а то и опасного товара стала очевидной.
В качестве решения российский центр развития перспективных технологий предложил новую систему маркировки и отслеживания товара. Сначала пилотный проект протестировали на табачной продукции, а затем распространили и на ряд других категорий товаров: сейчас маркировать нужно в том числе и продукцию из молока.
Мы за честность и прозрачность, поэтому всё, что производит Молочное море, промаркировано в соответствии со всеми стандартами и правилами «Честного знака». Любой товар можно просканировать и просмотреть в общей информационной базе.
Ну а мы в этот раз расскажем, как всё устроено: какие продукты нужно маркировать, как это помогает покупателям и что это значит для производителей.
Что такое Честный Знак?
«Честный знак» — это система маркировки некоторых видов товаров, которая действует для всех производителей: за отказ регистрироваться можно получить штраф. Она помогает бороться с контрафактной продукцией, грубыми подделками, позволяет отследить путь товара от производителя до покупателя.
Это, конечно, не единственная такая система: наряду с ней действует и ЕГАИС (алкогольная продукция, древесина, мех), «Меркурий» (продукция, подлежащая ветконтролю). Однако ЧЗ — самая массовая с точки зрения охвата разных видов продукции: уже сейчас в перечень входят такие товары, как пиво и слабоалкогольные напитки, молочная продукция, упакованная вода, лекарства, табак, шубы, духи, шины, фотоаппараты и лампы-вспышки и другие.
«Честный знак» — одна из первых систем маркировки, ориентированная на цифровые технологии. Это значит, что подделать такой знак сложнее: можно скопировать этикетку внешне, но в системе такой продукт отображаться не будет.
Особенности маркировки
У маркировки товаров в системе «Честный знак» есть несколько важных особенностей.
- Идентификационный код. Каждый товар, подлежащий маркировке, получает уникальный идентификационный код, который выдается системой «Честный знак». Он содержит информацию о производителе, дате и месте выпуска, серийном номере и другие данные. Без регистрации в системе такой код получить нельзя: он присваивается товару только после того, как тот попадет в систему.
- QR-код. На упаковку товара наносится QR-код, который отображает информацию о товаре, производителе, серийном номере, дате выпуска и даже сроке годности конкретной упаковки. QR-код легко прочитать с помощью официального приложения системы.
Отсканировали один из наших продуктов, чтобы показать вам принцип работы в деле.
Перечень маркируемой молочной продукции
Хотя маркировать по правилам нужно не всю молочную продукцию, той, для которой это обязательно, все-таки довольно много.
Вот перечень товаров, которые подлежат маркировке по системе «Честный знак»:
- сыры;
- молоко, сливки;
- йогурты, кефир, творог и другие кисломолочные продукты;
- сливочное масло;
- ферментированные молокопродукты.
Также это относится к молочной сыворотке и напиткам из нее, к молочной продукции, предназначенной для детского питания, молочным пастам, мороженому.
За отсутствие маркировки на таких товарах предусмотрена многоступенчатая система ответственности: в зависимости от размеров правонарушения и ряда других факторов можно как отделаться простым предупреждением, так и получить серьезный штраф.
Какая молочная продукция не подлежит маркировке
В некоторых случаях ту же самую продукцию маркировать не нужно. Например, если вес упакованного кусочка сыра, упаковки молока или сливок меньше 30 грамм (с учетом веса упаковки), без «Честного знака» можно обойтись. Так что искать марку на порционных упаковках масла или «треугольничках» сливок не стоит.
Если продукция предназначена для питания детей до трех лет, маркировать ее тоже не нужно. То же касается и любого продукта, если он продается на развес: маркировку здесь наносить просто некуда.
Продукция, выпускаемая для рекламы (например, для дегустаций), товары для госзакупок по стране или товары, которые пойдут на экспорт (но обязательно за пределами ЕАЭС) тоже могут обойтись без маркировки.
2022-2023: что нового в маркировке
Изменения в систему маркировки «Честный знак» вводятся постепенно. На старте программы, например, обязательными для маркировки были только некоторые виды товаров — сейчас таких групп гораздо больше. Обязать производителей маркировать все без исключения товары планируют к следующему году. Но какие нововведения действуют уже сейчас?
Если говорить о молочной продукции, изменения в 2023 году запланированы для сегмента гостинично-ресторанного бизнеса, а также для госучреждений. Информацию об обороте и выбытии «молочки» нужно будет передавать в систему маркировки «Честный знак». Правило начнет действовать с 1 декабря этого года.
В те же сроки по похожим правилам начнут работать фермеры, зарегистрированные как крестьянские фермерские хозяйства или сельскохозяйственные производственные кооперативы. Им, помимо обязательств по передачи информации о товаре в «Честный знак», также нужно будет провести предварительную работу по запуску системы на предприятии.
Плюсы для потребителей
Чем же «Честный знак» поможет покупателю? Вот основные преимущества системы:
- Защита от подделок. Маркировка фиксирует каждую точку, через которую проходит товар на пути от поставщика в магазин, и позволяет проследить, чтобы с товаром ничего не случилось. Результат — практически нулевые шансы наткнуться на подделку по цене оригинала.
- Защита от контрафакта. Товар, который провезли в обход действующих таможенных правил, далеко не всегда соответствует принятым стандартам качества. Нередко под «серым» товаром скрывается не «такой же, как в магазине», а нечто, что при других условиях не прошло бы ни одной проверки.
- Сроки в порядке. «Перебить» срок годности на упаковке еще можно, а вот в системе не получится. Так что мошенничать с маркированным товаром для магазина — себе дороже.
- Быстрое рассмотрение жалоб. Правильно составить обращение в тот же Роспотребнадзор получается не у каждого. Если с товаром что-то не так, решить проблему побыстрее можно с помощью модераторов приложения. За сутки специалисты «Честного знака» обработают полученную информацию и сами составят обращение в нужную инстанцию. Там жалобу рассмотрят в том же порядке, что и поданные другими способами, а потом пришлют официальный ответ на электронную почту.
Как проверить маркировку Честный Знак
Проверить маркировку любого товара на полке в магазине потребителю проще всего через приложение «Честного знака», поэтому его лучше установить заранее. Подготовили для вас удобную памятку: вот как убедиться в качестве продукта.
Полезно сравнить информацию в системе и то, что вы видите на упаковке: если не соответствует состав или срок годности совсем другой, можно сообщить о нарушениях. Компетентные органы проведут проверку и дадут ответ по оставленной жалобе.
Приложение «Честный знак» может помочь не только с распознаванием собственной маркировки: также оно умеет считывать коды переработки, знаки Евразийского соответствия и некоторые другие пометки, с которыми обычные покупатели чаще всего не знакомы.
Для производителей
Производителям система маркирования помогает не только лучше защитить свой оригинальный продукт от подделок, но и эффективнее подсчитывать продукцию на предприятии: работать с такими кодами с точки зрения учета проще.
Кроме того, с помощью регистрации в системе проще выстроить более доверительные отношения с покупателем. Если бренд впервые появляется на полках, потребителям, которые привыкли тщательно изучать то, что попадает в корзину, понравится возможность сразу проверить всю информацию о продукте.
Резюме
«Честный знак» — это ставшая обязательной система маркировки, которая действует для широкого круга категорий товаров. Из продуктов питания маркировать нужно пиво и слабоалкогольные напитки, молочную продукцию, бутилированную воду; табачные изделия и лекарства. За качеством других изделий — таких как шубы, духи, шины, фотоаппараты и лампы-вспышки, тоже следят с помощью маркировки.
Процесс маркировки в «Честном знаке» состоит из двух частей: товар нужно сначала внести в систему (тогда ему присвоят уникальный код), и только потом нанести на его упаковку QR-код, который можно будет отсканировать на кассе или в приложении.
Система полезна как конечному потребителю, так и тому, кто производит продукт. Покупатель лучше защищен от подделок, контрафакта или просроченного товара, а производителю проще учитывать товар на складе, выстраивать более лояльное отношение к своему бренду.
С 2023 года система должна заработать у владельцев отелей, кафе и ресторанов. Маркировать продукцию также обяжут фермеров.