Лучшее, что мы можем дать своим детям - это веру в себя. Ведь устойчивая самооценка, адекватное (реальное) восприятие себя, понимание своих сильных и слабых сторон - помогают быть адаптивным. А именно адаптивность чуть ли не важнейшее качество в современном мире.
Почему? Да потому что мир в котором мы с вами живём, время, этап, эпоха, столетие - супер изменчивый, прогрессирующий и развивающийся так стремительно, как никогда.
Если кратко, то на самооценку ребёнка влияет:
- то, что ему говорят и транслируют родители;
- тип нервной системы (структура личности);
- обратная связь социума;
- и самооценка родителей.
В общем, как видите родители играют чуть ли не ключевую роль в формировании детской самооценки (базовой).
Что же мы, взрослые, можем сделать, чтобы ребёнок в процессе взросления не опускал руки и говорил: «у меня не получится», а пробовал и делал?
ВЕРИТЬ В НЕГО
Родительская вера, слова поддержки, уверенность в том, что ваш ребёнок - самый классный, сильный, добрый и прекрасный - ЗАРЯЖАЕТ
- у тебя все получится;
- я в тебя верю;
- это не простая задача, но я уверен/а, что ты справишься;
- я люблю тебя, чтобы не произошло;
- ты смелый;
- это сложнее, чем я думал/а, давай попробуем вместе?
- Ты - хороший;
- знаю, что это трудно, но помнишь вчера у тебя это получилось;
- ты все можешь!
УЧИТЫВАТЬ МНЕНИЕ РЕБЁНКА
Хотите, чтобы ребёнок умел опираться на себя? Учите этому с детства. В семье. Спрашивайте его, чего он хочет, интересуйтесь мнением, создавайте иллюзия выбора и даже просите помочь (разобраться в чем-то).
ПООЩРЯТЬ ИНИЦИАТИВУ
Пробует есть сам? Пусть ест! Пробует построить пирамидку? Пусть строит! Скатывается с горки; Моет посуду; Вытирает себе лицо и т.д.
Не переделывайте за ребёнка то, что он делает. Пусть учится.
Ведь если мы переделываем, да ещё и поучая:
«Не так надо было, а вот так, смотри внимательнее и запоминай» - у ребёнка в голове формируется четкая взаимосвязь:
«Чтобы я не сделал сам - мама/папа недовольны/переделывают, следовательно не надо проявлять инициативу» (ведь никто из детей искренне, на самом деле, не хочет расстраивать свою мамочку и папочку).
КРИТИКОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ (не личность) И ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ
Ты - хороший, ты - прекрасный и самый лучший, а вот поведение хромает, поступок так себе. РАЗ-ДЕ-ЛЯЙ-ТЕ.
Оперируйте фактами.
Факт: твоя комната грязная/домашка не сделана;
Не факт: ты грязнуля/ты лентяй.
Говорите про себя, о себе и очень честно. Расстраиваетесь, так и говорите, что расстраиваетесь. Злитесь? Готовите, что злы и т.д.«Меня раздражает этот шум»
ХВАЛИТЬ И БЛАГОДАРИТЬ
Обязательно ХВАЛИТЕ малыша (или не малыша) за любые старания. Благодарите за то, что слышит вас, за помощь и за попытку помочь. Ну, а, если боитесь перехвалить, то рекомендую познакомиться с таким понятием как «описательная похвала»
ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ДАЖЕ НА САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ
Некоторые дети склоны впадать в состояние выученной беспомощности или просто драматизировать: «у меня не получится», «нет, я не смогу» и т.д.
Это поведение зависит и от возраста ребёнка (кризис) и от его темперамента (впечатлительность). Дабы смягчить эти углы и помочь ребёнку опереться на опыт побед (свой успех), ОБРАЩАЙТЕ его внимание на те ситуации/моменты в его жизни, когда УЖЕ ПОЛУЧАЛОСЬ. Даже самые маленькие мелочи вспоминайте.
Тогда ж получилось, и сейчас тоже получится!
ЛЮБИТЬ БЕЗУСЛОВНО
Ощущение, что тебя любят, ты нужен не смотря ни на что, ощущение безопасности (принятие) - формируют мощнейшую базу для развития ребёнка. Развиваясь и чувствуя поддержку (тыл) со стороны родителей, не так страшно проигрывать/быть не самым лучшим (здесь и сейчас), и вообще не нужно быть лучшим, важно знать свои сильные стороны и уметь ими управлять.
ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТУ
Чувствуете, что не хватает сил, слов, техник, чтобы поддержать ребёнка, чтобы помощь ему обрести ту самую веру и устойчивость - обратитесь за помощью. Это может быть как родительская консультация, на которой специалист проанализирует ваши взаимоотношения с ребёнком, даст обратную связь и необходимые инструменты, так и психологическое сопровождение ребёнка