Вспышки гнева – это те проявления, которые сильно портят жизнь их обладателям. Гнев, злоба, негативное настроение – все это проявление агрессии на стимулы, которые человек получает извне. Принято считать, что эти дурные качества являются отражением внутреннего мира человека, и эта идеология активно внедряется в умы человечества. Объясняют это тем, что на одно и тоже событие два человека могут смотреть по-разному. Значит, у одного внутренний мир плох, а у другого в порядке. Как наблюдение это выглядит справедливо, но как гипотеза воспринимается весьма сомнительно. На самом деле, у одного человека в данный момент просто есть порох в пороховнице, а другого его нет. Ведь, один и тот же человек на одно и тоже событие тоже может смотреть по-разному в зависимости от того сыт он или голоден. Агрессия, это не отражение внутреннего мира, а пограничное состояние психики, за пределами которого начинается саморазрушение.
Проявление агрессии как гнева или недовольства сродни животному инстинкту. Что-то вроде грозного рычания у зверей или готовности к схватке. Человеческая природа также подчинена механизмам животного мира и именно это часто обуславливает то или иное поведение. Психика человека это его подсознание, которое часто управляет поступками и мыслями человека. Важно отдавать себе отчет в том, что психика это слой, который не видно за фрагментами личности, это разум его животной части, которое также имеет право голоса и всегда вклинивается в мозг через мысли-импульсы. Кроме того, функции психики настолько сильны, что способны конструировать события в жизни человека. Порою, она подобна невидимому охотничьему псу, который ищет добычу своему носителю в таком же незримом поле животного людского пространства.
Важно понимать, что агрессия закодирована в любом человеке, просто у кого-то эта функция активирована в чистом виде, а у кого-то либо проявляется пассивно, либо подавлена. Подавленная агрессия для человека опасна тем, что он отучается замечать границу, за которой начинается разрушение биологической оболочки в виде болезней тела и психических отклонений. В качестве примера здесь можно привести персонажа Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие», в самом начале которого он, будучи добродушным, мягким и покладистым человеком, находился под методичным разрушительным механизмом пассивной агрессии своей жены, подавляя в себе свою собственную агрессию и впоследствии серьезно заболевая.
Проявляя агрессию впервые, человек инстинктивно прогоняет от себя тех, кто наносил урон его психике. Заметив, что люди его начинают избегать, он думает, что с ним что-то не так, принимает меры, подавляет агрессию и пристыженный возвращается к привычным разрушительным отношениям. Он просто уплотняет свою нервную ткань и как бы делает анестезию, разрешая своей психике быть едой для внешнего мира, вместо того, чтобы настраивать с ним правильные отношения с соблюдением личных границ.
Если взять домашнего кота с атрофированными инстинктами, который никогда не был на улице и не познал своей агрессии, и столкнуть его с суровой жизнью на улице, то долго он там не пробудет, так как уязвим. А если этого же спокойного кота длительное время против его воли систематически теребить, бесить, гонять и не давать ему отдыха, то можно в нем развить такой уровень агрессии, что даже очутившись впервые на улице, он быстро займет в своей кошачьей среде высокий ранг, а потом своим бесстрашием будет психологически побеждать даже огромных собак, просто выгнувшись подобно мистическому существу.
В то время как братья наши меньшие научились рационально применять свою агрессию, человек, имея более продвинутый мозг, умудряется не замечать в ней важной функции, а начинает превращать ее во вредную привычку и выражается она в двух ипостасях.
Первый случай, это когда человек испытывает сильный стыд и чувство вины за свой срыв. Это сильный эмоциональный всплеск, пусть и не самый приятный, который запоминает психика и начинает ее воспроизводить. Этот вариант подразумевает настройку психики в состояние жертвы. Такая психика будет всегда искать способ пребывания на пограничном уровне своих сил, чтобы был стимул испытать агрессию.
Его психика будет создавать для этого все условия. Она будет побуждать человека нарушать режим сна и приема пищи, умышленно ставить себя на самую низкую иерархию в группе людей через нелепые поступки, чтобы все вокруг проявились самым токсичным образом, а когда его психика дойдет до грани опустошения, тут же проявит свою агрессию и поводом послужит любая мелочь. Самому человеку будет казаться, что его не уважают, подавляют, что у него нет ресурса, чтобы без гнева демонстрировать достойную реакцию на обычную шалость ребенка, например. Это случай, когда психика работает как бы против самого человека. Она просто спускает весь ресурс, чтобы прийти к заветной грани и испытать эмоцию пика опустошения. Затем у человека закономерно случается либо мигрень, либо очередная неурядица и через эти страдания он снова выводится на пределы своего бытия.
У таких людей зачастую мало денег, проблемы в карьере, масса мелких неурядиц. Они всегда в шаге от нервных срывов, психоза, шизофрении и депрессии. Все, что им нужно, это проделать долгий путь по подчинению своей психики самому себе через усилие воли и посредством изучения основ отношений между людьми. Настроить их таким образом, чтобы общение не опустошало, а было в рамках нормы и с пользой для всех. Эти люди потом могут жить в новом качестве, открывать в себе таланты, ведь столько их потенциала растворялось в пространстве просто так и они его могут себе вернуть.
Также вспышки гнева могут быть с людьми, психика которых функционирует в режиме неэкологичной приточки. Такая психика автоматически всасывает в себя ресурс из окружающих через разрушительные коды, которые она транслирует в пространство. При разрушении психики других людей выделяется большая энергия распада, которая обеспечивает таким людям-разрушителям равновесие в их материальном благополучии. Если кто-то эти коды не принимает и факта разрушения не происходит, то недополученный из внешней среды ресурс поглощается через ярость.
Подобное явление хорошо раскрыто А.С. Пушкиным в повести «Дубровский» через образ Троекурова, а также лице Дикого в пьесе Островского «Гроза». Это агрессоры в чистом виде. У таких людей никогда не будет запроса для работы над собой, а если и будет, то желания следовать ему у них точно не возникнет. Это люди незаслуженной прибыли, вредоносной деятельности или наследники больших состояний, которого они сами не сколачивали. Поле гравитации таких людей очень велико и лучше в него не попадать.
Рекомендую к прочтению:
Упадок сил как признак ослабления психики и как на это влияет иерархия в социуме