Найти в Дзене
О праве по-русски

Купил квартиру в Москве, Москва же и стала собственником квартиры по решению суда. Разбираю непростую ситуацию

Оглавление

Человек купил квартиру, и уже после сделки узнал о постановлении суда передать ее в собственность Москвы.

Однокомнатная квартира в Москве с богатым прошлым

На популярном сервисе объявлений о купле-продаже недвижимости мужчина присмотрел квартиру. Цена приемлемая, состояние нормальное, правоустанавливающие документы, на первый взгляд, в порядке.

Покупателя несколько смутило, что женщина-продавец приобрела квартиру в декабре и уже в феврале, спустя всего три месяца после покупки, решила ее продать. Обстоятельства бывают разные, но такие моменты всегда настораживают.

Покупатель был относительно спокоен, так как квартиру он приобретал с привлечением кредитных средств крупного банка. Мужчина рассчитывал, что перед принятием квартиры в залог специалисты банка досконально проверят предмет залога.

В банке кредит одобрили, правоустанавливающие документы проверили, выписку из ЕГРН заказали. Убедились, что согласно выписке квартира не обременена правами третьих лиц, и убедили в этом заемщика.

Мужчина напрасно отдал вопрос проверки чистоты сделки на откуп банку. Хотя бы выписку из ЕГРН нужно запросить самостоятельно еще до сделки. В случае необходимости доказывать добросовестность покупателя, такая выписка станет доказательством факта добросовестности

В феврале 2020 года сделка купли-продажи состоялась, переход права собственности на жилое помещение был зарегистрирован органами Росреестра.

Более полутора лет мужчина благополучно проживал в квартире, но в ноябре 2021 года к нему явился судебный пристав с постановлением о выселении из квартиры.

А вот дальше неожиданный поворот — пристав должен был выселить совершенно другого человека, фамилию которого наш персонаж видел в документах женщины-продавца. Человек, подлежащий выселению, был собственником квартиры до этой женщины.

Купил квартиру с длинной судебной историей

Собственником квартиры до 2008 года был некий гражданин. В указанном году он умер. Спустя 10 лет, в 2018 году его сын (именно его и пытался выселить судебный пристав) подал заявление в суд о признании за ним права собственности на квартиру.

Иск был подан к Департаменту государственного имущества столицы страны, в качества основания признания права собственности указывалось наследование по закону.

Департамент городского имущества подал встречный иск — о признании имущества выморочным и признания права собственности на него за Городом федерального значения Москва.

Заметьте, в течение 10 лет не только сын не озаботился принятием наследства, но и Департамент городского имущества не нашел времени оформить в собственность Москвы квартиры, на которую в течение шести месяцев после смерти наследодателя никто не заявил своих прав.

Три апелляционных постановления

Районный суд удовлетворил требование истца и признал за ним право собственности на квартиру, встречный иск Департамента городского имущества был отклонен.

Суд апелляционной инстанции такое решение устроило, и он оставил в силе принятое решение. Судебное постановление вступило в законную силу, истец на его основании оформил право собственности на квартиру, после чего продал ее.

Помним, что женщина, купившая квартиру в декабре 2019 года, уже в феврале 2020 года продала ее персонажу этого материала. Почему банк бездействовал? Обнаружить, что квартира являлась предметом недавнего спора, было легко.

К моменту совершения сделки купли-продажи срок на кассационное обжалование апелляционного постановления уже истек. Вероятно юристы банка сделали вывод, что Департамент городского имущества смирился с исходом дела. Это было не так.

Департамент подал кассационною жалобу, срок на кассацию был восстановлен судом. Суд кассационной инстанции отменил предыдущее постановление и направил дело на новое рассмотрение обратно в «апелляцию».

Новое апелляционное определение отменяло решение, принятое районным судом. Собственником квартиры признавался город Москва. Судебный пристав, потревоживший ничего не подозревающего нового собственника, приехал исполнять именно это постановление.

В заголовке я указал, что апелляционных определений было три. Это так. Второе апелляционное определение было вновь обжаловано в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции отменил его, вновь вернул дело в Мосгорсуд (суд апелляционной инстанции), где чаша весов Фемиды склонилась в пользу гражданина, а не Департамента городского имущества.

Что позволило выиграть дело?

В 2017 году Конституционный Суд России вынес очень важное Постановление от 22.06.2017 №16П.

Согласно этому документу, если орган государственной власти или муниципальный орган длительное время не оформлял на себя выморочную квартиру, то на покупателя жилого помещения нельзя перекладывать негативные последствия такого бездействия.

В нашем случае Департамент городского имущества Москвы квартира не интересовала целых 10 лет после смерти собственника. Конституционный Суд считает, что добросовестный покупатель квартиры не должен лишиться ее в этом случае.

Источник: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2022 №33-15889/2022.

Подпишитесь на канал

Не пытаюсь создать лучший в мире канал о праве — показываю способы решения конкретных юридических проблем в структурированных кейсах.

Буду рад вашей отметке «палец вверх», если материал был полезен.