Сегодня я хотел бы начать не с авиации. Но, обещаю, очень скоро моё повествование приведёт нас к авиакомпаниям, причём сразу к трём. Пару недель назад, взялся я перерисовывать старый постер. Да, есть у меня такая привычка – обновлять свои же ранее нарисованные постеры. Новое видение, иные подходы, улучшенные приёмы и всё такое. В своё время, этот заказ позволил мне узнать о человеке удивительной судьбы, с потрясающей целеустремлённостью, которым я восхищаюсь.
Андреас Николаус "Ники" Лауда (22 февраля 1949 – 20 мая 2019) прославился в первую очередь как австрийский гонщик. Он был трёхкратным чемпионом мира среди пилотов Формулы-1, победив в 1975, 1977 и 1984 годах. Он является единственным гонщиком в истории Формулы-1, который становился чемпионом как от Ferrari, так и от McLaren, – двух самых успешных марок в этом виде спорта.
В 1976 году, во время гонок на Гран-при Германии, Лауда серьёзно пострадал в аварии во время заезда, когда оказался в ловушке внутри своего горящего Ferrari 312T2. Ники получил обширные ожоги и надышался токсичными газами, после чего впал в кому. Но, несмотря ни на что, уже через шесть недель Лауда вновь участвовал в гонках на Гран-при Италии, где финишировал четвёртым. Оставшаяся часть сезона ознаменовалась блистательной битвой за чемпионство мира между Лаудой и Джеймсом Хантом. Хант в итоге выиграл с перевесом всего в одно очко, а соперничество и отношения Лауды и Ханта стали темой фильма Рона Ховарда "Rush" 2013 года.
Через три года, то есть в 1979 году, неожиданно для всех Лауда прервал тренировку и незамедлительно сообщил руководителю команды Экклстоуну, что желает завершить карьеру, поскольку у него больше нет желания "продолжать эту глупую езду по кругу". Он взял двухсезонный перерыв в гонках. Именно в это время он заложил основы своей первой авиакомпании Lauda Air. Однако в 1982 году он вернулся в спорт, чтобы выступать за McLaren, и провёл там четыре года. В 1984 году Лауда выиграл свой третий и последний чемпионат мира, финишировав всего на пол-очка впереди своего французского товарища по команде Алена Проста.
После своего второго, и уже окончательного, ухода из Формулы-1 в 1985 году, Николаус Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией Lauda Air.
Lauda Air
Лауда был увлечённым пилотом, и его переход в коммерческую авиацию представлял собой логичный следующий шаг после ухода из Формулы-1. Несмотря на то, что Lauda Air была зарегистрирована в апреле 1979 года, она не взлетела (как в прямом, так и в переносном смысле!) до 1985 года. Только после окончательного ухода из Формулы-1, Луда поставил свою компанию на крыло. Сначала, базирующийся в Вене перевозчик, специализировался на воздушном такси и чартерных перевозках, летая на самолётах BAC 1-11, арендованных у румынского авиаперевозчика TAROM.
Вскоре за ними последовали Boeing 737, и к 1987 году Lauda Air запустила регулярные рейсы. На стыке 80-90-х годов авиакомпания добавила в своё расписание дальнемагистральные направления. Lauda Air начала полёты в такие страны, как Куба, США, Дубай, Таиланд, Малайзия и даже Австралия. Для этого, в 1990 году, Lauda Air пополнила свой парк широкофюзеляжными самолётами Boeing 767, а чуть позже в том же году в компанию начали прибывать и Boeing 777-200. Однако, год спустя, компания потеряла один из 767-х. Рейс NG004 потерпел крушение после вылета из Бангкока, Таиланд. Все 213 пассажиров и 10 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли в результате катастрофы. Ники Лауда лично вылетел в Таиланд, чтобы помочь в расследовании. Авария серьёзно повлияла на дальнемагистральные возможности авиакомпании.
Вскоре за ними последовали Boeing 737, и к 1987 году Lauda Air запустила регулярные рейсы. На стыке 80-90-х годов авиакомпания добавила в своё расписание дальнемагистральные направления. Lauda Air начала полёты в такие страны, как Куба, США, Дубай, Таиланд, Малайзия и даже Австралия. Для этого, в 1990 году, Lauda Air пополнила свой парк широкофюзеляжными самолётами Boeing 767, а чуть позже в том же году в компанию начали прибывать и Boeing 777-200. Однако, год спустя, компания потеряла один из 767-х. Рейс NG004 потерпел крушение после вылета из Бангкока, Таиланд. Все 213 пассажиров и 10 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли в результате катастрофы. Ники Лауда лично вылетел в Таиланд, чтобы помочь в расследовании. Авария серьёзно повлияла на дальнемагистральные возможности авиакомпании.
В 2000 году, Lauda Air стала дочерней компанией флагманского перевозчика Austrian Airlines, а в 2012 году и вовсе объединилась с ней. Собственный бренд постепенно был заменён на "Austrian myHoliday" в качестве развлекательного бренда Austrian Airlines.
Кстати, в XX веке у Lauda Air тоже была итальянская дочерняя компания, известная как Lauda Air Italy.
Niki
В 2003 году Ники Лауда приобрёл компанию Aero Lloyd Austria, и на её базе создал свою вторую авиакомпанию – Niki. Хотя Niki часто описывали как "low-cost", она предоставляла полный спектр услуг для пассажиров, таких как бесплатные напитки и газеты. На среднемагистральных чартерных рейсах на Канарские острова и в Египет всем пассажирам предлагались горячие закуски. Кроме того, перед полётом можно было заказать изысканные блюда от Demel (знаменитая кондитерская и шоколадница, основанная в 1786 году в Вене, Demel и по сей день носит титул поставщика при Императорском и Королевском дворах).
Как то раз, в интервью газете The Guardian, Ники Лауда признался, что он летает капитаном рейсов лоукостера по крайней мере два раза в неделю. Очевидно, Лауда был пилотом не только в Формула-1.
Как и Lauda Air, Niki базировалась в Вене, хотя также выполняла рейсы и из других австрийских аэропортов, таких как Инсбрук, Зальцбург и Грац. К 2017 году авиакомпания даже начала регулярные и чартерные рейсы из Германии в курортные области Европы и Северной Африки. Niki объединилась с Air Berlin в 2011 году, но сохранила собственную идентичность. Продолжительное время самолёты компании летали в гибридной ливрее. Позже Niki стала объектом неудачных продаж и попыток поглощения со стороны таких компаний, как Etihad, Lufthansa и IAG (International Airlines Group, которой принадлежат авиакомпании British Airways и Iberia). В конечном итоге, в январе 2018 года она объединилась с Laudamotion, третьей авиакомпанией, созданной Ники Лауда.
Laudamotion
Laudamotion появилась в 2018 году. Первоначально она была основана как бизнес-чартерная авиакомпания Amira Air, прежде чем Лауда возглавил её в 2016 году. Два года спустя компания начала коммерческую деятельность благодаря приобретению Niki. Вскоре после этого, ирландский лоукостер Ryanair приобрёл 24,9% акций авиакомпании, которые со временем выросли до 75%. В марте 2019 года авиакомпания сократила своё название до простого "Лауда".
В следующем году авиакомпания начала выполнять услуги на рейсах с мокрой арендой и номерами рейсов Ryanair. Наконец, в октябре 2020 года авиакомпания прекратила свою деятельность, а её активы были переданы мальтийской компании, известной как Lauda Europe. По данным Flightradar24, Lauda Europe и по сей день эксплуатирует 29 самолётов Airbus A320-200, средний возраст которых составляет 15,3 года.
Эпилог
Ники Лауда скончался в возрасте 70 лет, в мае 2019 года.
Уход Ники Лауды по понятным причинам потряс автоспортивное сообщество. Однако, изучая его достижения как в автоспорте, так и в авиации, можно утешиться тем, что этот чрезвычайно талантливый человек, несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, прожил действительно интересную и весьма насыщенную жизнь.